Какие города отказались от валидаторов в транспорте. В симферопольских автобусах появились валидаторы. Валидаторы на транспорте

Симферопольское муниципальное предприятие «Горавтотранс» готовит ряд нововведений для пассажиров. Так, пассажирам начали выдавать билеты, а отследить поездку нужного автобуса скоро можно будет через интернет.

Как рассказал «Крымской газете» директор «Горавтотранса» Денис Майор, на 54 муниципальных автобусах установили валидаторы — терминалы, предназначенные для отображения или проверки проездных билетов. В Москве валидаторы вместе с турникетами установлены повсеместно, ведь они позволяют эффективно учитывать пассажиропоток в транспорте и бороться с «зайцами». У нас турникетов пока нет, но билеты на 54-х «пилотных» автобусах выдают всем без исключения пассажирам.

Денис Майор отметил, что водители только привыкают к новой технике, ведь вести автобус и выдавать билеты сложно. Кроме того, оказалось, что положение валидаторов оказалось не слишком удобным для водителей.

Мы сейчас крепежи закупим, чтобы валидаторы были прикреплены к опоре, так как они падают, когда водители отрывают билеты. Мы сейчас всё делаем, чтобы упростить работу водителям, - отметил директор предприятия. - Но надо время, чтобы к системе привыкли. Пока тяжело очень жалуются водители, что с валидаторами сложно.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Чтобы выдавать билеты пассажирам стало проще, в МУПе планируют нанять кондукторов. Правда, по штату их положено всего пять, а только пилотных автобусов в 10 раз больше, так что «разгрузку» почувствуют далеко не все шофёры. Директор «Горавтотранса» посетовал, что даже пять кондукторов оказалось Зарплата у них невысокая, поэтому очереди на трудоустройство нет. Приходило несколько человек наниматься на работу, но их «нетрезвый вид» отпугнул руководство предприятия. Кроме того, многие водители не хотят иметь на своём маршруте кондуктора, так как их собственная зарплата может сократиться.

Пока валидаторы работают в тестовом режиме. В будущем их планируют установить на весь автопарк предприятия, который насчитывает 92 автобуса.

Следующим нововведением в симферопольских маршрутках станут контролёры, которые получат право высаживать безбилетных пассажиров на любой остановке. Если в троллейбусах к подобным проверкам все симферопольцы привыкли, то в маршрутных автобусах контролёров не было никогда.

Сколько планируется набрать проверяющих и когда они выйдут на маршруты, пока неизвестно. В настоящее время штат формируется.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Ещё одно интересное новшество — единый билет для городских автобусов. В продажу планируется запустить карточки, которые можно пополнить в любом терминале города. Единый билет позволит владельцу в течение месяца ездить на любых автобусах «Горавтотранса». Нужно будет только дать билет водителю (кондуктору), его проведут через валидатор и выдадут обычный, бумажный билет — точно такой же, как для пассажиров, оплативших наличными.

Карточка будет рассчитана примерно на 60 поездок, её стоимость составит порядка 800 рублей. На предприятии отмечают: для тех, кто ездит на работу каждый день с несколькими пересадками, экономия составит почти 50 процентов.

Ещё будет такая же социальная карточка для льготников. Сейчас прорабатываем систему работы, - добавил Денис Майор.


Фото: Владимир Прошкин / Крымская газета

Но даже это ещё не всё. Муниципальные автобусы подключаются к системе «ГЛОНАСС», что позволит отслеживать их передвижение через интернет. По словам директора «Горавтотранса», установку системы завершат на всех автобусах уже в ближайшие дни.

Пассажиры будут видеть на телефонах: где автобус едет. Нужно будет просто установить специальное приложение в Яндексе. Даже сидя дома человек посмотрел в приложении, где автобус едет — пришёл ко времени и сел, - рассказал Денис Майор.

Он пообещал, что как только систему ГЛОНАСС проверят сотрудники «Горавтотранс», приложение станет доступным для всех симферопольских пассажиров. Жителей и гостей города известят об этом, а также расскажут, как правильно пользоваться приложением.

Доброго времени суток. В этой статье мы рассмотрим работу системы безналичной оплаты проезда общественного транспорта от Сбербанка. Проверяем всё на Иркутском транспорте.

Если вы не читали первую статью, то рекомендую сначала ознакомится с ней . Суббота 15 апреля стала для меня волшебной. Именно в этот день я заметил в 67 автобусе рабочий терминал. Меня это обрадовало. Может быть конечно оплату запустили и раньше, потому что последний раз на «продвинутом» транспорте я ехал в среду.

И вот настал момент истины. Я достаю свою бесконтактную банковскую карту, прохожу к передней двери и спрашиваю у водителя: «Картой можно заплатить?». На что я получаю ответ: «Да. У Вас карта с WI-FI?». Немного неожиданно. Как я уже говорил в предыдущей статье, у многих людей значок бесконтактной оплаты ассоциируется с WI-FI. Можно конечно было сказать: «С WI-FI карты у меня нет, но есть бесконтактная». Но я, не став посвящать водителя в технические подробности, банально ответил: «Да».

Терминал



Водитель повернул ко мне терминал, нажал зелёную кнопку, я приложил карту. Ни прошло и секунды, как полез чек. Я попытался взять чек. Но аппарат его не обрезал. Поэтому промоталось довольно-таки много бумаги, на что я от водителя получил порцию матов и он сам оторвал чек.

Чек



Разница по времени прихода E-Mail и времени печати чека составила минута. Я подумал, что скорее всего просто почтовый сервер припозднился, и операции проходят Online. Но не будем спешить с выводами.

Вечером мне попался заветный второй трамвай, на дверях которого были всем известные нам стикеры. Интересно то, что в Трамваях и Троллейбусах висят другие постеры, нежели в автобусах. Так же указана цена при оплате картой, которая от оплаты наличными не отличается.

Оформление трамвая







Кондуктор в трамвае ходит с двумя аппаратами: с терминалом и с аппаратом, для печати обычных билетиков. Показав кондуктору карту, она обрадовавшись нажала на зелёную кнопку, я и приложил карту. Всё прошло так же быстро. В этот раз чек отрывала кондуктор, но марка терминала была такая же, и скорее всего, он тоже бумагу не режет. Получил я свой билет с фразой «Вот, видите как быстро». Улыбнуло. И вправду, заплатить картой гораздо быстрее, чем мучиться с мелочью.

Чеки





Так же можно заметить, что чеки отличаются от «магазинских». В этих чеках указан вид транспорта и его маршрут. Но вместо логотипа Сбербанка, здесь красуется надпись «Билет».

Проверив E-Mail, я заметил, что письмо пришло уже на 4 минуты позже. Это уже никак не задержка. Это действительно подтверждает, что операции проходят в Offline. Так же, если войти в личный кабинет на сайте Сбербанка, то можно увидеть, что там записано не время платежа, а время, когда он прилетел в банк.


К сожалению Сбербанк не пишет в личном кабинете вид транспорта. Но зато он отображается в Яндекс.Деньгах. При этом у трамвая и автобуса разные MCC. У трамвая: 4111 Commuter Transport, Ferries [Транспортировка – пригородные и локальные сезонные транспортные средства, включая электрички]. А у автобуса уже такой: 4131 Bus Lines [Автобусные линии]. Ну понятно, трамвай больше похож на электричку. Хотя скорее всего терминалы просто настраивали разные организации, отвечающие за электро и автотранспорт в Иркутске.

Есть конечно и вещи, которые желательно исправить:

  • Сделать так, чтобы в автобусах терминалы висели поближе к пассажиру, а не в кабине водителя.
  • Желательно конечно, чтобы терминал был всё время повёрнут экраном к пассажиру, а не к водителю. Отвёрнутый терминал ассоциируется с тем, что он не работает.
  • Сделать автоматическую резку чека, отрывать чек каждому пассажиру не очень удобно.
  • Для транспорта с кондукторами терминал желательно конечно уменьшить в толщине (есть мобильные версии и потоньше). Так же желательно совместить в одно устройстве терминал и аппарат, для печати обычных билетов.
  • Сделать зелёную копку побольше, а не забивать её в углу под чехлом. Иначе можно промахнуться, и сбить настройки в терминале.

В принципе на этом всё. Осталось только ждать массового запуска этого проекта.

Валидаторы в автобусах — новшество, которое постепенно внедряют в России с целью перехода на новый формат оплаты проезда в общественном транспорте. С помощью валидаторов пассажиры имеют возможность расплачиваться за проезд безналичным способом — банковской картой или через смартфон. В Москве с 1 сентября 2018 года в наземном общественном транспорте турникеты отойдут на второй план, а вместо них появятся новейшие валидаторы.

Валидатор — механическо-электронное устройство, которое предназначено для проверки и отображения документов. Преимуществом валидаторов в общественном транспорте считается высокий уровень контроля над потоком пассажиров и невысокая комиссия за обслуживание.

Впервые валидаторы появились в России в 2001 году. В рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда устройство протестировали в Зеленоградской области. Результаты эксперимента оказались удовлетворительными — безбилетников стало меньше. Однако большинство россиян настороженно отнеслись к нововведению, посчитав внедрение валидаторов излишней мерой.

В 2018 году у современных пассажиров увеличилась потребность в использовании валидаторов. Наличие у устройства POS-терминала T2100 позволяет расплачиваться за проезд не только с помощью Mifare-карт, но также с использованием бесконтактных банковских карт PayPass и PayWave.

Пассажиры могут без проблем оплатить проезд в транспорте с помощью смартфона, не прибегая к снятию наличных средств. Учитывая то, что безналичный метод оплаты пользуется среди жителей России особой популярностью, данное новшество многим позволило бы сэкономить время и деньги.

Как работает валидатор в автобусе

Валидаторы в России бывают разных видов. Самые распространенные из них — поддерживающие оплату с помощью карт «Тройка», «Единый» и «Стрелка». Принцип работы валидаторов в автобусах достаточно прост: устройство считывает информацию с карты путем идентификации NFC-метки.

Перечисленные валидаторы могут работать в режиме онлайн и оффлайн. Первый режим работы валидатора подразумевает моментальное снятие средств с карты пассажира путем соединения с сервером, после чего распечатывается билет. Во втором случае, когда соединение с сервером отсутствует, владелец карты все равно может получить билет и отдать средства во время последующего использования. Не редко такие устройства соеденены с турникетами.

Самые новые валидаторы для автобусов разработаны на базе бесконтактного терминала T2100. Они способны дистанционно загружать банковские мастер-ключи и автоматически распознавать различные документы.

В частности, к оплате принимаются:

  • проездные билеты;
  • банковские карты;
  • социальные карты;
  • чипы в смартфонах.

Увеличение цен на проезд в общественном транспорте из-за валидаторов

С 1 сентября 2018 года в Москве валидаторы появятся во всех городских автобусах и троллейбусах. Пресс-служба московской мэрии сообщила о приобретении 6 тыс. валидаторов. Отмечается, что турникеты в общественном транспорте будут упразднены.

Эксперты считают, что нововведение повлечет за собой увеличение цен на проезд в наземном городском транспорте. Вывод был сделан на основании стоимости подключения валидаторов к системе обслуживания, которая в среднем оценивается в 1,5 тыс. руб. в месяц.

Минимальная стоимость валидатора – 18,5 тыс. руб. По подсчетам специалистов, расходы на установку валидатора в один автобус составляют 771 руб. в месяц.

"Опять на работу из-за этого автобуса опоздала, - исходит руганью сотрудница редакции, влетая в отдел с опозданием в полчаса - вроде уже и в полосе едем без пробок, а стоим, как дураки, по 15 минут на остановках, пока весь народ войдет. Когда уже эти турникеты уберут - обещали же!" Как оказалось, обещали, но про обещания забыли.

На днях руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов огорошил обнадеженную ранее общественность: "Турникеты снимать никто не обещал. У нас по ряду экспресс-маршрутов они сняты, а в новых трамваях, которые появятся в ближайшие годы, можно будет войти во все двери. Но снимать турникеты в общественном транспорте пока не планируется. Снятие турникетов может повлечь за собой увеличение стоимости проезда", - приводит слова чиновника РИА "Новости".

Напомним, автоматизированные системы контроля проезда и перевозки пассажиров (АСКП) появились в столичном транспорте в 2001 году. Нововведение помогло повысить сборы за проезд, но заметно усложнило жизнь пассажирам: в часы пик войти в оснащенный турникетом автобус или троллейбус - задача не из легких. Принимая во внимание многочисленные жалобы москвичей, власти неоднократно обещали убрать турникеты из транспорта, увеличить штраф за езду зайцем, а контроль оплаты проезда вновь возложить на контролеров. Так, первоначально турникеты из общественного транспорта планировалось убрать до конца 2012 года, но позже было принято решение продлить работы по демонтажу валидаторов еще на несколько лет. Выступал с такими обещаниями и мэр. Однако в конце этого февраля он заявил, что турникеты исчезнут только тогда, когда москвичи научатся платить за проезд. Ликсутов же "успокаивает" горожан, заверяя, что после внедрения "электронного кошелька" и "единого билета" будут решены проблемы с очередями, которые связаны с приобретением билета у водителя, и это, надо полагать, существенно облегчит нашу толкотню при штурме транспорта.

Турникетами планируется оборудовать и остановки. Правда, только те, где наблюдается большой поток пассажиров. Принцип работы таких остановок будет, как на железнодорожных платформах или метро. Ликсутов пояснил, что принятие этих мер позволит водителям больше не работать кондукторами на определенных маршрутах и поможет избежать огромных очередей на вход в салон автобуса, троллейбуса либо трамвая. Кроме того, по мнению чиновника, это позволит сократить число безбилетников, сообщает mos-dv.

Снова здорово! Теперь еще на остановках! К слову сказать, дорогие чиновники, москвичи турникетами в транспорте крайне недовольны! И это не просто разговоры бабушек у подъезда. Например, согласно опросу, проведенному исследовательским центром рекрутингового портала superjob.ru еще в 2011 году, более половины москвичей считают, что этим палкам не место в московских автобусах, троллейбусах и трамваях. Вот только несколько мнений опрошенных пассажиров: "Создают очереди в час пик, часто работают некоррект-но: не читают действующие билеты и прочее. Кроме того, многие просто их обходят"; "Они выматывают и без того вымотанных людей, живущих в Москве. Каждый день слышу ругань бабушек, толпясь на входе в трамвай"; "Это неудобно и унизительно. Мешает пожилым людям с сумками, матерям с детьми"; "В Европе никаких турникетов нет, зато штраф за безбилетный проезд 400 евро. Вот и думай, заяц, пронесет или нет!"

К слову, о Европе. Больше 10 лет назад там тоже прибегли к установке валидаторов в общественном транспорте и... очень скоро отказались от них. Ни для кого не новость, что время поездки - это очень важный фактор. А турникеты стали создавать дополнительные трудности и в разы увеличили время в поездке. Прибавьте к этому удовольствие от стояния в очереди на автобус под дождем или снегом, толкотню и несрабатывающие билеты. Тут кто угодно задумается, не взять ли кредит хоть... на "Ладу". Кроме того, выяснилось, что валидаторы в транспорте часто ломались. И дотошные европейские чиновники подсчитали, что обслуживание, монтаж-демонтаж и ремонт этих "электронных контролеров" обходится слишком дорого, поэтому их было решено снять. Но если вдруг какой заяц попадет на контролерский обход, то его ждет огромный штраф. В некоторых странах он достигает 400 евро (около 16 тысяч рублей). В Германии человеку, трижды пойманному на безбилетном проезде, вообще "уголовка" светит. Именно такое "дорогостоящее наказание" и стало там самым успешным (и довольно прибыльным) методом борьбы с зайцами. По такому же принципу (без турникетов) работают и большинство станций европейского метрополитена. И даже прибыль умудряются получать.

Корреспонденты "МП" опросили нескольких водителей троллейбусов и автобусов в Москве насчет этих самых турникетов, и что бы вы думали? Они "железками" тоже недовольны.

Нас за что больше всего ругают, - признался "МП" водитель троллейбуса, следующего по Грузинскому валу в сторону станции метро "Фили", - за несоблюдение графика движения. А какой тут может быть график - я ж не могу предположить, сколько на какой остановке пассажиров забирать придется! У меня был случай - почти 20 минут у станции метро "Улица 1905 года" пассажиров принимал. Не закроешь же двери! Хотя некоторые так и делают - закрыл двери прямо перед носом очереди и уехал. А народ потом жалуется!

Да, к очередям уже привыкла, от них уж никуда не денешься, - сетует водитель автобуса на Коровинском шоссе, - а ежедневные скандалы!.. То цена не устраивает, то карта не сработала, то поездку "съело", и все это мне выслушивать! А мне, между прочим, потом еще целый день на маршруте работать. Ни мне такая нервотрепка ни к чему, ни пассажирам, которых везу.

Один из постоянных авторов сайта "Эхо Москвы" Илья Варламов приводит интересный факт: оказывается, исторически основным мотивом для введения валидаторов в транспорте был контроль вовсе не за "зайцами", а... за транспортными предприятиями. Якобы Московский метрополитен и Мосгортранс умудрялись успешно завышать число перевезенных льготников, чтобы получать большие субсидии из бюджета. После того как Мосгортранс несколько раз умудрился выйти на департамент с объемом перевозок большим, чем у метро, стало ясно, что пора бы с этим что-то делать... И сделали. После введения турникетов льготникам раздали карточки, и число их поездок стало известно Департаменту транспорта...

Борьба с зайцами у нас пожизненная, и зайца победить невозможно, - считает независимый автоэксперт, ведущий интернет-портала "Право руля" Сергей Асланян. -Поскольку экономики в стране как таковой нет, у нас все шиворот-навыворот - есть только грызня монополий и зверская конкуренция за бюджет. Поэтому автобусный парк,как явление, оказывающее транспортные услуги, постоянно пребывает в состоянии экономического коллапса. У него идут серьезные затраты на топливо, на решение проблем с разномастностью парка, нужно иметь всю номенклатуру деталей, персонал, который в этом разбирается, квалифицированных водителей. Есть еще техосмотр, предрейсовый контроль, все виды поборов (СЭС, пожарные и т. д.), зарплата сотрудникам, техническое состояние парка, социалка. Откуда, спрашивается, получать прибыль? Ты не управляешь процессом и ты не можешь заранее просчитать свои убытки, когда твои затраты непредсказуемы... Получается, денег больше взять неоткуда, кроме как с турникета. Это единственное, что тебе более-менее гарантирует возврат денег, и это последний рубеж, который может позволить тебе не разориться. Следующий этап - повышение цены на билет раз в месяц: 28 рублей, 30, 32, 34, 36...

Ну а как же в Европе без этого обходятся?

Действительно, в Европе нет турникетов, и если в Женеве 10 лет назад водитель при входе открывал переднюю дверь и у всех проверял билеты, то сейчас никто не проверяет. Но в Европе ситуация абсолютно иная. У нас человек (особенно в Москве) поставлен в жесткие рамки. Давайте нарисуем портрет современного горожанина: квартира у него съемная, работа - круглосуточная, зарплата - минимальная, и он не заплатит там, где только будет минимальная возможность. И поэтому турникеты у нас будут всегда, потому что у нас ситуация продиктована не экономикой, а чистой политикой. И эта политика позволяет не доплачивать работникам, держать их в черном теле, и люди платят тем же. Как только хозяин отвернулся - у него украли то, что плохо лежало. Турникет - это, если вдуматься, серьезная социальная проблема. Если турникет убрать - платить будут только минимальное количество людей. Например, коренные москвичи. Но их осталась примерно одна четвертая населения, и не все они ездят на автобусах. Но сам по себе по сути турникет - это, конечно же, самое плохое, что можно было изобрести, потому что электроника уже существует и наличие или отсутствие электронного билета у пассажира в кармане сканируется на входе совершенно элементарно. Ты заходишь в автобус, у тебя в кармане лежит чипованая карта заранее оплаченных проездов, и факт того, что он у тебя оплачен, регистрируется автобусом - скажем, мигающей лампочкой - мол, этот оплатил. Если вы хотите, чтобы люди были у вас не на положении скота, который грузят в вагон и выгружают из вагона, то вы могли бы пойти на это, поставив эту электронную систему.

А как это контролировать?

У нас контролеры на каждом маршруте с утра до ночи, вот пусть и занимаются своей работой - ловят.

Значит, можно обойтись одними контролерами?

Можно обойтись одними контролерами, и кондукторами можно обойтись. Кондукторы появились у нас в автобусах в те времена, когда они еще были узкими, и пройти по ним из конца в конец было невозможно, а теперь пожалуйста - у нас автобусы в 1,5 раза шире, и ходить по ним не проблема. Проблема в том, опять же, что, когда ты нанимаешь человека, ты должен ему платить зарплату, ты должен ему дать социальный пакет, ты должен его отпустить в отпуск. Проще поставить турникет, потому что турникет хлеба не просит. К сожалению, ничто не заставляет московских чиновников, занимающихся транспортом в городе, становиться лицом к потребителю... В этом основная проблема.

Преимуществом валидатора служит высокая степень учёта пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятия и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ ВЗЛОМ КАРТЫ ТРОЙКА? | БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД В МЕТРО

    ✪ AS A startup company invents a system to validate bus tickets using Google Glass

Субтитры

Валидаторы на транспорте

Москва

Первые турникеты с валидаторами в наземном общественном транспорте Москвы в рамках эксперимента по внедрению автоматизированной системы контроля проезда (АСКП) появились в 2001 году в Зеленоградском административном округе на автобусном маршруте № 16 . К середине 2002 года система была распространена на все зеленоградские автобусные маршруты (муниципального подчинения), а с сентября 2007 года и на весь наземный городской общественный транспорт муниципального подчинения.

Санкт-Петербург

С января 2007 года на большинстве социальных маршрутов общественного транспорта города у кондукторов появилось устройство для считывания информации с проездных документов - валидатор. Позже валидаторы появились у водителей маршрутов, которые не имеют кондукторов.

К 2011 году большая часть городских автобусов была переведена на новую систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). Данная система предусматривает наличие стационарных валидаторов в салоне транспорта на поручнях (от 4 до 9 штук), которые позволяют пассажиру самостоятельно производить оплату проезда (валидацию электронного проездного билета).

В состав СЭКОП входят валидаторы двух типов - простые и информационные. Простые валидаторы имеют светодиодную индикацию, которая информирует пассажира о следующих событиях:

  • Валидатор готов к считыванию электронного проездного билета.
  • Проезд оплачен.
  • Проезд не оплачен (например, истёк срок действия).
  • Электронный проездной билет приложен повторно (проезд на данном рейсе уже оплачен).
  • Валидатор заблокирован контролёром на время проверки оплаты проезда.

Информационные валидаторы имеют дисплей (изготовленный по технологии Органический светодиод), который, помимо индикации событий, аналогичных простому валидатору, может выводить информацию об электронном проездном билете (срок действия, ресурс поездок или баланс в зависимости от типа ЭПБ). Для получения такой информации необходимо сначала оплатить проезд, затем снова приложить билет к информационному валидатору. Валидатор покажет, что билет приложен повторно, и через некоторое время отобразит информацию о ресурсе электронного проездного билета.

Другие города

В городе Алма-Ате (Казахстан) с января 2008 года система оплаты проезда через валидатор с помощью электронной карты или наличными действует во всех трамваях и троллейбусах города. В автобусах данная система не получила распространения, на многих автобусах валидаторы были установлены, но не действуют. В 2011 году действующие валидаторы были введены на нескольких автобусных маршрутах и принимают только железные деньги, так как система считывания купюр и пункты пополнения магнитных карт системы eCash не функционируют, а зачастую и отсутствуют вовсе.

В городе Бийске с 1 июня 2016 года система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты, введены электронные проездные карты и билеты во всех трамваях и автобусных маршрутах города.

В городе Барнауле с 1 декабря 2016 года внедрена система оплаты проезда через валидатор с помощью транспортной карты . Электронные проездные билеты принимаются к оплате во всех трамваях, троллейбусах и автобусных маршрутах города.

Примечания

  1. Скребнева, Елена Всех - за турникет (неопр.) . Российская газета (Центральный выпуск) № 3272 (11 августа 2003).
  2. По Москве поехали государственные маршрутки (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  3. В городе уволят всех кондукторов? (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  4. В Петербурге уволят всех кондукторов (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  5. На улицы Петербурга вышли первые пассажирские автобусы, оборудованные спутниковой навигацией и «валидаторами». (неопр.) . Архивировано 16 февраля 2012 года.
  6. Автобусы обзаводятся электроникой (неопр.) .