Кто строил замки для крестоносцев. Сирия до войны: Замки крестоносцев. Замок Куси во Франции

Активный отдых в Польше – одно удовольствие. Горы, море, велосипедные трассы, туристические маршруты. Чего здесь только нет. Отдельным пунктом в этом списке стоят путешествия по тевтонским замкам в северной части страны.

Тевтонский орден за несколько сотен лет своего властвования на этих землях построил около 90 замков и крепостей. Некоторые из них не дожили до наших дней – были разрушены, сожжены или снесены. Те, которые остались – поражают величием готической архитектуры, хвастаются богатой историей, окутаны многочисленными тайнами и легендами. Все это свидетельствует исключительно о непревзойденном мастерстве средневековых строителей. Тевтонские замки охотно посещают туристы со всего мира. Предлагаем и вам пройтись следами крестоносцев.

Крестоносцы – рыцари Тевтонского Ордена.

Экспедиционный маршрут по следам крестоносцев начинаем из Торуни. Этот город был основан рыцарями тевтонского Ордена в 1230 году. может похвастаться замечательным, полным исторических достопримечательностей, Старым Мястэм и не на много младшим Новым Мястэм. От могучего тевтонского замка, разрушенного во времена 13-летней войны, остались только красочные руины.

Руины тевтонского замка в городе Торунь.

Примерно в 15-ти километрах в юго-западном направлении от Торуни находится Замок Бежгловский – небольшая деревенька с хорошо сохранившейся крепостью. Бежгловская крепость – одна из самых старых тевтонских построек (1270 г). Именно в ней располагалась резиденция комтура (командира отдельного отряда рыцарского ордена). Замок был несколько раз разрушен во время сражений, но в середине XIX века его полностью отстроили в неоготическом стиле.

Бежгловская крепость – одна из самых старых.

Переправляемся через Вислу и отправляемся на север в город Свеце. Уже из далека виднеются массивные руины тевтонского замка, который был построен на искусственном островке, не далеко от впадения Вды в Вислу. Свецкий замок сохранил часть средневековой стены и высокую, более 30 метров, цилиндрическую башню, с верхушки которой открывается восхитительная панорама.

Башня Свецкого замка.

Теперь нам придется отправиться по берегу Вислы в северном направлении, дабы достичь города Гнев. Самый красивый вид на город откроется нам с восточной стороны. Гневский готический замок был построен во второй половине XIII века. Особо роскошным замок выглядел во время проживания в его стенах Великого магистра тевтонского Ордена Михала Кухмейситера.

Гневский замок.

Далеко на западе, возле древних границ Государства Тевтонского, стоит величественный Члуховский замок. Он сохранился до наших дней лишь частично - фрагмент городской стены и высокая 46-метровая башня, с которой открывается восхитительный вид на город Члухов. Одним из комтуров Члуховской твердыни был знаменитый Конрад фон Валленрод – 24-й магистр Ордена и величайший полководец Средневековья.

Тевтонская крепость в Члухове.

Другая, выдвинутая далеко на запад, достопримечательность – тевтонский замок в Бытове. Это одна из самых сохранившихся крепостей, история которой начинается в XIV столетии. Архитектором Бытовского замка был Миколай Фелленштейн – тот самый, который построил крепость в Мальброке. Сегодня в замке расположены музей и гостиница.

Бытовский замок.

Возвращаемся в долину Вислы, а дальше – следуем вдоль ее восточной притоки Ногата, чтобы увидеть самую значимую достопримечательность тевтонских следов. Замок в Мальброке. Это, самое огромное в мире кирпичное здание, было построено с целью обоснования в нем столицы Государства Тевтонского. Каждый год тысячи туристов приезжают, дабы полюбоваться этим сокровищем готической архитектуры.

Мальборк – самый известный замок крестоносцев.

Теперь отправляемся на юг, чтобы увидеть замок в Штуме. На перешейке между двух озер, в месте, занимающем прекрасную оборонительную позицию, возвышается Штумский замок, построенный в середине XIV века. В здании отлично сохранились подземные этажи, оборонные стены и ров. В настоящее время в Штумовском замке располагается Ассоциация Рыцарского братства земли Штумской.

Может показаться странным, но современному Израилю не слишком интересна история Крестовых походов. По сути эти давние войны мало касались самих евреев. Христиане воевали с мусульманами, каждые за свою Святую Землю, а небольшое еврейское население тех лет от этого лишь страдало. Поэтому в большинстве своём сохранившиеся руины замков и крепостей тех времён пребывают в забвении и интересуют лишь иностранных туристов. С другой стороны все эти развалины стоят нетронутыми столетиями, поэтому особенно интересны своей аутентикой и былым величием.
3.

Стоит вспомнить, что почти тысячу лет назад движение за освобождение Святой Земли от мусульманского владычества начал простой нищий отшельник-пилигрим Пётр Амьенский из Пикардии. Этот французский паломник в своё время посетил Иерусалим и ужаснулся притеснениям христиан со стороны мусульманских властей.Остаток своей жизни он посвятил призывам к борьбе за освобождения Святой Земли. Пётр странствовал по городам Европы босиком, без обуви, в простом рубище и его проповеди имели немалый успех. Эти идеи стали необычайно популярны как среди простого люда, так и среди духовенства и дворян. Всего за 140 с лишним лет было официально организовано девять крестовых походов. Самого большого успеха достиг первый, во время которого была покорён практически весь восток Малой Азии, завоёван Иерусалим и на захваченных землях организованы четыре христианских государства.
4.

Главная цель, контроль всех торговых путей с Востока на Запад, была достигнута. Но политика европейских завоевателей была крайне не дальновидна. Местное население уничтожалось и притеснялось, взятия больших город сопровождались кровавой резнёй и грабежами. Крестоносцы понастроили множество крепостей, в которых отсиживались после грабительских вылазок по местным поселениям. Любое недовольство каралось жестокой смертью. Естественно, такие правители не могли надолго укрепиться на этих землях. К тому же не было единения и среди самих крестоносцев. Образовалось множество разрозненных рыцарских орденов - тамплиеры, иоанниты, тевтонцы и так далее. Рыцари были разбиты и по территориальной принадлежности - генуэзцы, пизанцы, венецианцы и дальше в том же духе. Эти группировки постоянно спорили и враждовали друг с другом. Каждый правил по своему усмотрению и был не прочь поживиться за счёт чужих владений. Мусульмане начали теснить иноземцев. Новые крестовые походы уже были намного менее удачны. Череда поражений привела к потери Иерусалима. Позже главный город всех христиан несколько раз переходил из рук в руки, пока окончательно и надолго не оказался во владения мусульман. Правление крестоносцев закончилось бесславно и навсегда. Остатки орденов перебрались назад в Европу. На севере тевтонцы продолжили политику завоеваний мечом и крестом. В наши дни самая знаменитая крепость этих крестоносцев восстановлена в польском Мальборке. Я . Та гигантская крепость не имеет ничего общего с крепостями крестоносцев в Израиле и руины Шатонефа хороший тому пример.
5.

Эта крепость была построена ещё после первого Крестового похода для прикрытия торгового пути в Дамаск. Здесь расположились рыцари ордена госпитальеров. Крепость из больших каменных блоков жёлтого цвета вмещала до 60 человек. Глядя на некоторые фотографии, можно подумать, что добраться до Шатонефа можно лишь на внедорожниках.
6.

На самом деле дороги практически по всей территории Израиля отличные. Отсюда рукой подать до границы.
7.

Сирийские территории хорошо просматриваются со стен крепости. Их легко отличить по отсутствию зелени. Там леса давно уже стали редкостью.
8.

К сожалению, по руинам Шатонефа уже трудно определить, как эта крепость выглядела во времена крестоносцев. Тем не менее здесь чудом сохранилось несколько помещений с высокими арочными потолками.
9.

Внутри даже можно найти что-то вроде огромного камина. Удивительно видеть эти помещения, сумевшие в таком состоянии сохраниться в течении более 800 лет.
10.

На верху крепости мы увидели мишень. Как нам объяснили её используют для наводки своих пушек с ближайшей военной базы. Не подумайте только, что израильские военные так решили добить остатки крепости, сумевших пережить многие тернии. Местные артиллеристы не стеляют, а лишь имитируют учебные стрельбища.
11.

То, что совсем рядом отсюда находятся враждебные Израилю государства можно понять и по обилию колючей проволки. Шатонеф продолжает быть объектом стратегического внимания. А значит история этой крепости ещё не закончена. Противостояние миров - это прошлое, настоящее и будущее этой земли, уже многие столетия щедро орошаемой кровью. А руины Шатонефа лишь немые свидетели всех этих событий. А Израилю мне совсем не хочется говорить прощай. Намного приятней звучит - до новых встреч!
12.

Крак де Шевалье, Калаат аль-Хосн, или просто Замок Рыцарей. Среди почти трех десятков замков, принадлежавших крестоносцам на Святой земле, он всегда занимал особое место. Эта величественная крепость и поныне считается вершиной искусства замкового строительства. Его история неразрывно связана с историей монашеско-рыцарского ордена Госпитальеров, хотя своим появлением на свет он обязан вовсе не им.

Вплоть до XI века на одном из горных отрогов Сирии, носящих название Джебель Ансари, стояла небольшая крепость, известная как «крепость на откосе». Место ее расположения имело большое стратегическое значение: находясь на высоте 750 м над уровнем моря, можно было контролировать дорогу на Триполи — один из богатейших и важнейших портов того времени. Это прекрасно осознавал и эмир сирийского города Хомс, разместивший в 1031 году в стенах крепости гарнизон воинов-курдов, обязанных следить за столь важной дорогой. С течением времени местные жители стали называть крепость Хосн аль-Акрад, или Замок курдов. С приходом на Святую Землю крестоносцев это сооружение уже не могло в полной мере выполнять свои функции, и в итоге замок перешел во владение к триполитанскому графу Раймонду I.

В здешних кладовых имелись зерно, оливковое масло, вино и корм для лошадей. Помимо этого, у рыцарей были многочисленные стада коров, овец и коз. А еще на его территории, кроме родниковой воды, поступавшей в замок из природного источника, благодаря системе труб и акведука недалеко от местной кухни был вырыт колодец.

После землетрясения 1170 года, частично разрушившего замок, значительно изменилась и манера строительства — на смену строгому романскому стилю пришла гораздо более утонченная готика.

В конце XII — начале XIII веков в Краке были заново перестроены разрушенные землетрясением часовня и некоторые башни. Вокруг замка были построены дополнительные стены, а также возведена мощная внешняя. Между наклонным, западным, контрфорсом крепости и внешними стенами был устроен беркиль — глубокий водоем, служивший не только хранилищем воды, но и дополнительным заграждением от врагов.

Одна из ранних построек замка — возведенная в романском стиле часовня — была расписана по византийскому канону, хотя фрески имели латинские подписи. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших рыцарей и даже сбруи их лошадей. После взятия замка мусульманами в часовне была устроена мечеть. Ниша в стене (михраб) направлена на Мекку. С возвышения (минбар) читались проповеди.

Впервые Замок курдов крестоносцы захватили в 1099 году, в тот момент, когда торопились взять Иерусалим, но, завладев им, оставили его без присмотра. А потому он без труда отошел к прежнему владельцу. Хотя столь важное стратегическое место не могло не привлечь внимание прагматичных рыцарей и в 1109 году крепость снова была взята крестоносцами. Завладевший ею Танкред Антиохийский подарил ее Триполитанскому графству. Более 30 лет в крепости не производилось никаких работ, поскольку на ремонт и усовершенствование оборонительных сооружений требовались немалые средства, взять которые было неоткуда. Но выход в конечном итоге был найден. В 1142 году Раймонд I передал крепость госпитальерам. Это обстоятельство устраивало обе стороны: Орден получал во владение целый замок с прилегающей к нему землей, а графство — дополнительную, и очень надежную, защиту в лице иоаннитов. Водрузив на крепости стяг с белым 8-конечным крестом — одним из символов Ордена, монахи-рыцари принялись за работу по обустройству вновь приобретенного имущества. Для максимально комфортного размещения и проживания рыцарей в крепости были укреплены имеющиеся стены, заново построены казармы, часовня, кухня с мельницей, трапезная и даже многоместная уборная. Мусульмане неоднократно пытались отвоевать у рыцарей «крепость на холме», но всякий раз безуспешно. За 130 лет владения замком госпитальеры отбили множество атак.

В 1170 году Ближний Восток сильно пострадал от разрушительного землетрясения. Разрушениям подверглись и рыцарские владения, однако нет худа без добра. Урон, нанесенный замкам рыцарских орденов, подвигнул их на строительство еще более усовершенствованных укреплений.

К началу XIII века крепость Крак превратилась в столь крупное и мощное сооружение, что в нем в течение 5 лет могли пережить осаду 2 тысячи человек. О защищенности замка говорит также и тот факт, что в то время, когда на Святой Земле уже практически не осталось крестоносцев, крепость пала последней.

Мамлюкский султан Бейбарс, отвоевавший у чужаков-европейцев все их укрепления, как и Саладин, отдавал себе отчет в том, что взятие Крака штурмом или измором — дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым его мог оборонять сравнительно небольшой гарнизон, а также громадные запасы продовольствия гарантировали ему беспримерный «запас прочности». И тем не менее султан решился на штурм восточной части укреплений и, неся немалые потери, сумел-таки прорваться в пространство между внешними и внутренними стенами. Однако завладеть этой цитаделью целиком оказалось делом весьма непростым. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана оказались в сердце «гнезда госпитальеров». Немногочисленный гарнизон укрылся от нападавших в самом укрепленном месте — южном редуте, где находились запасы провизии. Для того чтобы выманить защитников из своего укрытия, необходима была военная хитрость. Для этого изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена — Гуго де Ревелем и содержащее приказ о сдаче крепости. 8 апреля оно было доставлено в гарнизон, и защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются другой версии. По их словам, арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите их от преследования воинов-мусульман. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили из-под ряс сабли. Крак был взят. Всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а в период османского господства вообще была заброшена. Там, как и в других забытых за ненадобностью крепостях, расположилось небольшое поселение.

В 1927 году, во время действия на территории Сирии французского мандата, в замке начались восстановительные работы, и сегодня Замок рыцарей предстает перед посетителями практически в своем прежнем великолепии.

Орден Госпитальеров

Эмблема Ордена — белый восьмиконечный крест Амальфи символизирует чистоту намерений носящего его человека.

Время основания Иерусалимского ордена св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако почва для его возникновения была подготовлена практически сразу после того, как в Римской империи состоялось официальное признание христианства. После Никейского собора 325 года и судьба, и внешний облик древней еврейской столицы претерпели существенные изменения. Старый Иерусалим был разорен и разрушен почти за 300 лет до прибытия в него (носившего тогда название Элиа Капитолина) императора Константина и его матери Елены. Целью приезда царственных особ были поиски Животворящего Креста, то есть древа, на котором распяли Иисуса.

Крест после многих трудов был счастливо обретен, а топография Иерусалима, впрочем, как и всей Палестины, значительно преобразилась — на карте города появилось множество мест, упомянутых в Евангелие и связанных с земной жизнью Спасителя. Так, в 335 году на месте Его крестных мук был построен Храм Гроба Господня, а на Оливковой горе возведена церковь Вознесения. В 532 году императором Юстинианом была воздвигнута базилика, посвященная Деве Марии, и при ней — две больницы для бедных (одна — для мужчин, другая — для женщин). Создание подобных лечебных приютов заложило основу христианской традиции по оказанию бескорыстной помощи всем нуждающимся. В Европе подобные больницы носили название hospitia и строились на средства благотворителей.

Таким образом, Палестина быстро превратилась в то место, с которым для любого верующего согласно христианской системе ценностей была связана надежда на очищение от грехов и спасение души. Однако для паломников дорога в Святую Землю, где каждый из них мог обрести приют и помощь церкви, была полна опасностей. Изнуренные голодом и болезнями, пилигримы с великим трудом добирались до Палестины. Но если кто-то из них не хотел покидать эту благословенную землю, он оставался, предварительно приняв монашеские обеты, дабы творить дела милосердия при монастырских больницах. Такое положение мало изменилось даже тогда, когда Иерусалим в 638 году захватили арабы.

В X веке Святая Земля стала основным центром христианского паломничества, а в 1048 году Константино ди Пантелеоне — благочестивый купец из итальянской республики Амальфи — испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна, а его символической эмблемой, в память об основателях, стал белый 8-конечный крест Амальфи. С тех пор братство монахов-бенедиктинцев, избравшее поначалу своим святым патроном Иоанна, патриарха Александрийского (умер в 620 году), стало называться обществом иоаннитов, а его члены получили название госпитальеров (от лат. hospitalis — «гостеприимный»).

Иоанниты носили черные одежды бенедиктинцев с белым крестом, а во время походов надевали красную накидку с таким же крестом. Каждый из этих цветов имел свое символическое толкование: черный, траурный, означал отречение от земного, белый — чистоту, а красный — Христову кровь.

Иоанн Александрийский был широко известен своими благотворительными делами. Несколько позже Орден сменил покровителя — им, также совершенно не случайно, был избран Иоанн Креститель. Он, будучи сыном священника Захарии, многие годы провел отшельником в пустыне, питаясь лишь кузнечиками. Жизнь пророка являла для монашествующей братии идеальный пример смирения.

Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно — между молитвами и уходом за страждущими, — пока осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 году, не нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию христиане, как и другие жители осажденного города, вынуждены были принимать участие в защите Иерусалима, оказывая поддержку 40-тысячной армии египетского калифа. Правда, хитроумные иоанниты вместо тяжелых камней предпочитали бросать на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то на глазах у судей этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. 15 июля 1099 года измученный осадой Иерусалим наконец пал под яростным натиском крестоносцев.

Герцог Готфрид Бульонский щедро вознаградил усилия иноков, а многие рыцари вступили в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания, поклялись защищать паломников во время путешествий. Официальное создание Ордена было подтверждено сначала хартией Болдуина — правителя Иерусалимского королевства в 1104 году, а затем, спуcтя 9 лет, — буллой Папы Пасхалия II. Хотя первый ректор госпитальеров за свое благочестие был причислен к лику святых, расцвет деятельности Ордена связывают все же с именем Раймонда Прованского (1120—1160 годы), сменившего Жерара на посту Великого магистра. Раймонд, принадлежавший к тем рыцарям, которые принимали участие в осаде Иерусалима, установил совершенно новые правила. Отныне Орден должен был постоянно содержать при госпитале трех хирургов и пятерых врачей, число же больничных коек в лучшие времена достигало 2 000. Кроме того, иоанниты начали получать щедрые денежные пожертвования и приобретать на них земельные угодья. Только на Святой Земле им принадлежало около 140 поместий, а в Европе к XIII веку насчитывалось более 19 000 владений.

Поскольку братство госпитальеров изначально не предусматривало военной деятельности и его члены далеко не сразу начали принимать участие в сражениях, то первые его уставы даже не упоминали в своих правилах рыцарские обязанности — они касались лишь правил жизни монашеской. Сначала рыцарей нанимали на деньги благотворителей для охраны паломников, дабы иноки не оскверняли себя людской кровью. Позже при приеме в Орден было введено разделение на тех, кто вступал в него лишь временно, и тех, кто принимал все необходимые монашеские обеты. В статуте Ордена военные братья не упоминались вплоть до 1200 года, когда их обязанности впервые были описаны в статуте Альфонсо Португальского, девятого по счету Великого магистра. Тогда же, вероятно, начало складываться деление членов Ордена на три категории: на братьев-военных (получавших благословение на ношение и использование оружия), братьев, занимавшихся лечением больных и раненых, и братьев-капелланов, в обязанность которых входило выполнение религиозных обрядов, таких как литургия, исповедь и причастие.

Рыцари по своему социальному статусу приравнивались к монахам и подчинялись только Папе Римскому, имели собственные церкви, кладбища и земли, принадлежащие им. Они также освобождались от налогов, и даже епископы не могли отлучить их от Церкви.

После падения в 1291 году последнего оплота крестоносцев на Востоке рыцари Ордена ненадолго перебрались на Кипр, а спустя 20 лет — на Родос, где Орден просуществовал вплоть до нападения турок, случившегося в 1523-м. Через 42 года он обосновался на Мальте. Больницы же, основанные рыцарями, долгое время оставались центрами врачебного искусства.

В 1798 году Мальту захватили войска Наполеона, это обстоятельство положило начало рассеянию членов Ордена по миру и привело к возникновению множества орденов иоаннитов. На короткое время, в правление Павла I, рыцари нашли приют в России, но после смерти императора были вынуждены перебраться в Рим. Сегодня Орден называется Суверенным Военным орденом Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского. Его Великим магистром и правящим князем в настоящее время является фра Эндрю Берти.

Достаточно даже сегодня посмотреть на Европу, как мы заметим укрепленные феодальные замки, находящиеся подчас в развалинах, а иногда и в полной сохранности или в состоянии реконструкции, проводимой группами энтузиастов и молодежи. Великобритания, Франция, Испания, Швейцария особенно богаты замками. Во Франции насчитывается около 600 замков (а было их свыше б000!): одни из них – подобно замку Пьерфон (к северу от Парижа) или же замку О’Кенигсбург (в Эльзасе) – полностью восстановлены, от других же – таких, как замок Меен-сюр-Иевр около Буржа или башня Монлери – остались лишь руины. В свою очередь, Испания сохранила свыше 2000 замков, из которых 250 находятся в полной целости и сохранности.

Все эти замки (и доспехи средневековых рыцарей!) строго индивидуальны и непохожи один на другой: каждая страна породила свой собственный стиль, который свойствен только ее постройкам. Еще они отличаются друг от друга статусом их сеньоров: король, принц или простой мелкопоместный барон, вроде того пикардийского феодала по имени Робер де Клари, который владел феодом размером всего в шесть гектаров. Они различаются и выбором места постройки, стоят ли они в горах (замки Тарасп или Сион в Швейцарии), на берегу моря (например, замок Карнарвон в Уэльсе), по берегам рек (замок Мариенбург в Польше) или же на открытом поле (замок Сальс в провинции Руссийон). Даже то, находятся ли они во влажном или умеренном климате, благоприятствующем произрастанию лесов, как это имеет место в случае с Куси, или же на границе каменистой пустыни, подобно Крак де Шевалье в Сирии, влияло на их архитектуру и внешний вид.



Замок рыцарей-крестоносцев – легендарный Крак де Шевалье.

Однако в любом случае укрепленные феодальные замки восхищают нас своей поразительной мощью независимо от того, в хорошем ли они состоянии или сильно разрушены неумолимым временем за восемь или девять веков своего существования. И тот бесцеремонный землевладелец, которому захотелось убрать груду обломков, наваленных посреди его поля, хорошо знает, каких трудов ему это стоило, а ведь техника сейчас совсем не та, что была тогда, и… сколько же тогда труда стоило все эти камни на него доставить?!

Опять-таки хотя все замки и выглядят по-разному, реально разница между ними существовала, прежде всего, из-за их назначения. Одно дело замок – жилище для сеньора, и совсем другое – замок, принадлежащий какому-нибудь духовно-рыцарскому ордену или тому же королю, пожелавшему его строительством закрепить свою власть. Это и иные масштабы строительства, и подчас быстрота, с которой эти замки возводились, и – едва ли не самое важное для обороны замка от неприятеля кем бы он ни был – это содержащийся в нем гарнизон.

Ну, а для местных жителей, обитавших в селениях поблизости от замка, он был и убежищем, и гарантом безопасности, и источником доходов. К тому же именно замок являлся в тогдашней серой и обыденной жизни источником всех наиболее интересных новостей, а, значит, и сплетен, и пересудов. Хотя нам известно о многочисленных крестьянских восстаниях, имевших место в средние века, есть множество других примеров, из которых явствует, что во многих случаях и крестьяне, обитавшие вокруг замков, и их сеньоры, жившие внутри замковых стен, составляли как бы одно целое и даже, случалось, и действовали сообща!

Да, но как все-таки строились эти каменные твердыни, которые даже и сегодня восхищают нас своими размерами и прочностью стен? Неужели и здесь не обошлось без космических пришельцев, которым так упорно сегодня некоторые приписывают авторство египетских пирамид? Конечно, нет! Все было гораздо проще и сложнее. Например, феодал не мог привлечь к строительству замка своих крепостных. Даже если ему этого и очень хотелось. Барщина – то есть трудовая повинность в пользу владельца или владельцев замка была неизменная и ограничена местными обычаями: крестьян можно было, допустим, заставить вычистить замковый ров или перетащить на строительство бревна из леса, но и не более того.

Получается, что замки строили свободные люди, имевшие право свободного передвижения по стране и было их при этом немало. Да-да, это были люди свободные, ремесленники, которым за работу следовало регулярно платить, а сельская барщина оставалась лишь неким подспорьем для феодала, но и не более того. Ведь ясно, что работа с камнем требовала настоящих знатоков своего дела, и откуда им было взяться у крестьян? Ну, а если феодалу хотелось, чтобы работа шла быстро, то кроме каменщиков приходилось нанимать еще и разнорабочих, которых тоже требовалось немало! Например, известно, что возведение замка Бомарис Касл в Англии осуществилось очень быстро – с 1278 по 1280 год, однако при этом использовался труд 400 каменщиков и еще 1000 разнорабочих. Ну, а если сеньор больше не мог платить, для мастеров по камню всегда находилась работа: где-то неподалеку мог находиться какой-нибудь собор, церковь, строящийся город, так что их рабочие руки в то время требовались всегда!

Несмотря на римское наследие в области каменного дела, большинство крепостей, построенных с VI по X век, были сделаны из дерева. И только уже позже начинает использоваться камень – поначалу в виде небольших камней, но постепенно все более крупных и более правильной формы. Это так называемый бутовый камень, из которого строится большинство европейских замков, хотя, например, в той же Ливонии практически все замки были построены из кирпича. Вертикальные поверхности стен делались совершенно гладкими, чтобы помешать врагу найти какие-нибудь зацепки во время штурма. Начиная с XI века, будут все чаще обращаться к кирпичу: он менее дорог и обеспечивает большую прочность постройкам при обстреле. Однако очень часто строителям приходилось довольствоваться тем, что было поблизости от стройки, потому что упряжка волов с грузом весом в две с половиной тонны была не способна осилить за день свыше 15 километров пути.


Замок Куси во Франции.

Что ни говори, а некоторые из возведенных в то далекое время замков просто поражают воображение. Например, замок Куси во Франции был столь велик, что вход в него охраняла цилиндрическая башня (донжон) высотой 54 метра и шириной 31 метр. Кроме того, его защищали целых три крепостные стены, последняя из которых целиком опоясывала городок Куси. Когда в 1652 году замок решили взорвать, то применением пороха удалось всего лишь слегка покрыть трещинами стены! Сорок лет спустя землетрясение расширило эти трещины в кладке, однако башня устояла. В конце XIX века были предприняты кое-какие реставрационные работы. Но в 1917 году германской армии зачем-то понадобилось разрушить его до основания, и это потребовало 28 тонн самой современной взрывчатки! Вот насколько этот замок был велик и прочен, хотя семейство Куси отнюдь к высшей знати не принадлежало. «Ни король, ни принц, ни герцог и не граф – учти: я сир Куси» – таков был девиз этого заносчивого рода!


Хорошо сохранившаяся цитадель и донжон замка Шато-Гайяр словно нависают над речной долиной.

Всего год, с 1196 по 1197 потребовалось английскому королю Ричарду Львиное Сердце чтобы построить крепость Шато-Гайяр, чем он впоследствии очень гордился. Замок был построен по типично нормандскому проекту: насыпь, окруженная рвом, возвышалась на краю холма, на самом берегу реки Сены. Первый бастион охранял ворота, а две высокие крепостные стены защищали донжон. Замок должен был служить опорой английским владениям в Нормандии, и именно поэтому французский король Филипп-Август в 1203 году взялся ее осаждать. На первый взгляд он казался неприступным, однако король Франции начал с того, что принялся разорять окрестности и вынудил местных жителей (свыше тысячи человек) укрыться за его стенами. Вскоре там начался голод, и защитникам пришлось их прогнать.


Донжон замка Шато-Гайяр.

Тогда Филипп-Август приказал засыпать рвы, сделать подкопы и заминировать башни. Первый бастион пал, и осажденные укрылись в центральной части. Но однажды ночью французы проникли и туда, в самое сердце замка, а пробрались они туда через... отхожее место, у которого оказалось уж слишком широкое отверстие! Они опустили подъемный мост, началась паника, а в результате его гарнизон сдался, даже не успев спрятаться в донжоне.


Донжон замка Колосси на Кипре, построенный в 1210 г. королем Ги де Луизиньяном ()

Что же касается замков крестоносцев, то в Святой земле, которую в Европе называли еще также Аутремер или «Нижние земли» (а назывались они так, потому что изображались внизу тогдашних европейских карт, и, отправляясь на Восток, крестоносцы как бы перемещались «сверху вниз»), они появились практически сразу, как только рыцари туда добрались. Многие замки и крепости они захватили, а после перестроили, и среди них – замок Крак де-Шевалье или «Замок рыцарей», который настолько интересен во всех отношениях, что рассказать о нем нужно поподробнее.


Реконструкция внешнего вида замка Крак де Шевалье 1914 года.

Впервые крестоносцы захватили его еще в 1099 году, но быстро оставили, поскольку торопились в Иерусалим. Вновь крепость была отбита у мусульман уже в 1109 году, а в 1142-м передана госпитальерам. Те укрепили стены, заново отстроили казармы, часовню, кухню с мельницей и даже... многоместную и тоже каменную уборную. Мусульмане предприняли множество атак, пытаясь вернуть себе «крепость на холме», но всякий раз неудачно.


План замка Крак де Шевалье.

В результате землетрясения 1170 года замок получил повреждения, и манера строительства его значительно изменилась. На смену строгостям и простоте романского стиля пришла утонченная готика. Кроме того, в конце XII – начале XIII веков в Краке не только перестроили разрушенные землетрясением часовню и отдельные башни, но и огородили еще и мощной внешней стеной.


Беркиль.

Между наклонным контрфорсом в западной части крепости и ее внешней стеной был сделан беркиль – глубокий водоем, служивший не только и в качестве хранилища воды, но и дополнительной защитой от врагов. Размеры помещений замка потрясают воображение. Например, в нем есть галерея – 60-метровый зал, построенный мусульманами и использовавшийся ими всего лишь как конюшня.


Ворота в замок.

В кладовых замка хранили зерно, оливковое масло, вино и провиант для лошадей. Помимо того, рыцари имели многочисленные стада коров, овец и коз. Колодец внутри замка снабжал рыцарей водой, кроме того, вода в него поступала также по акведуку из природного источника.


Акведук.

Одна из самых ранних построек замка – часовня в романском стиле - была расписана по византийскому канону, хотя надписи на фресках и были на латыни. На стенах висели знамена и военные трофеи, погибших рыцарей... и даже сбруи их лошадей. После того как замок был взят мусульманами здесь была устроена мечеть.


Часовня.


Сохранившиеся росписи.


«И стих Корана зазвучал с минбара…» Когда мусульмане захватили Крак, они тут же переделали часовню в мечеть и построили в ней минбар.

К началу XIII века крепость Крак стала настолько мощным укреплением, что в ней в течение пяти лет могли пережить осаду две тысячи человек.

О ее защищенности говорит также и то, что она была последним прибежищем крестоносцев на Востоке. Сам Саладин, не раз обращавший свой взор на высокие стены Крака, долгое время не решался на его штурм, считая, что атака этой крепости будет равносильна отправке воинов на верную смерть. Поэтому он ограничился тем, что уничтожил у стен замка посевы и присвоил себе скот крестоносцев, пасшийся неподалеку, чем причинил им большие убытки. Египетский султан Бейбарс, отбивший у европейцев все их укрепления, как и Саладин, тоже отдавал себе отчет в том, что взять Крак штурмом или измором – дело почти невозможное: мощные стены, благодаря которым в нем мог обороняться гарнизон сравнительно небольшой численности, а также огромные запасы продовольствия создавали ему ну просто беспримерный «запас устойчивости». Однако султан все же решился на штурм восточной части его укреплений и, хотя и понес большие потери, все же сумел пробиться в пространство между внешними и внутренними стенами. Но завладеть цитаделью замка целиком оказалось очень сложно. 29 марта 1271 года после удачного подкопа воины султана попали в самое сердце «гнезда госпитальеров». Однако немногочисленный гарнизон не сдался и после этого, а укрылся от них в самом укрепленном месте – южном редуте, где хранились главные запасы продовольствия.


Вот в этих подземельях все и хранилось…


А еще в них просто страшно. Ведь эдакая толща камней у тебя над головой.

Теперь, чтобы выманить их из этого укрытия, нужна была хитрость. Было изготовлено письмо якобы от Великого магистра ордена с приказом о сдаче крепости. 8 апреля его доставили в гарнизон, и ее защитникам ничего не оставалось, как выполнить волю «второго отца». Сейчас потомки воинов армии султана придерживаются иной версии. По их словам, арабы, якобы переодевшись христианскими священниками, пришли к стенам замка с мольбами защитить их от воинов-мусульман. А когда, мол, доверчивые госпитальеры открыли ворота «собратьям по вере», те выхватили спрятанное под одеждой оружие. Как бы там ни было, но Крак был все-таки взят. Однако всем уцелевшим рыцарям мусульмане сохранили жизнь. После нашествия монголов крепость пришла в упадок, а затем была и вовсе заброшена. Там, как и во многих других забытых крепостях, расположилось небольшое поселение.


Южная башня замка.


«Зал рыцарей». В 1927 году в замке начались восстановительные работы, так что сегодня Замок Рыцарей посетители видят практически во всем своем прежнем величии и великолепии.

Орденские замки, построенные в Европе, также отличались от всех прочих как своими размерами, так и тем, что в них вместо обычной часовни строили сравнительно крупную церковь, способную вместить всех братьев-рыцарей, которые проводили в ней время в молитвах. Под трапезную в орденских замках также отводили самое большое помещение, поскольку в ней одновременно должны были принимать пищу сразу несколько сотен человек (рыцарей и сержантов ордена), чего никогда не бывало в тех замках, которые принадлежали одному феодалу.

Боевые башни в орденских замках обычно старались располагать по его углам и строили их специально так, чтобы они возвышались над стенами на один этаж, что позволяло обстреливать из них не только местность вокруг, но еще и сами стены. Конструкция бойниц была такова, что обеспечивала стрелкам как значительный сектор обстрела, так и надежную защиту от выстрелов неприятеля. Высота стен замка была сравнима с высотой современного трех-четырехэтажного дома, а толщина могла быть четыре и более метров. В отдельных крупных замках было несколько рядов стен, а подходы к внешним стенам обычно защищали рвы с водой и частоколы. В склепе под церковным полом хоронили павших братьев-рыцарей, а надгробья украшали их скульптурные изображения из камня, выполненные в полный рост – эффигии. Вместительная церковь внутри замка служила рыцарям для совместных молитв и собраний. Донжон, «крепость в крепости», самая большая и высокая башня в замке – был самым последним и самым надежным оплотом для его защитников. Для винных погребов рыцари и, в особенности, тамплиеры места не жалели, поскольку употребляли вино не только во время застольных трапез, но и в как лекарство. Убранство трапезной орденских замков отличалось аскетизмом и состояло из деревянных столов и лавок при самом минимуме украшений, так как все связанное с телесными удовольствиями в духовно-рыцарских орденах считалось греховным и находилось под запретом. Жилые помещения братьев-рыцарей также не отличались большой роскошью, как, впрочем, и отдельные покои командующего замковым гарнизоном. Предполагалось, что все свободное от войны время рыцарям следует проводить в воинских упражнениях, а также поститься и молиться.


Юго-восточная башня замка Крак де Шевалье.

По всему верху стены обычно проходил крытый боевой ход с амбразурами для стрельбы по противнику. Очень часто его делали так, чтобы он немного выступал наружу, и тогда в полу у него также проделывали отверстия, чтобы через них бросать вниз камни и лить кипяток или горячую смолу. Винтовые лестницы в башнях замка тоже имели оборонительное значение. Их старались закручивать так, чтобы у нападающих стена находилась справа, что делало невозможным замах мечом.


Западная башня.


Западная башня и акведук.


Западная сторона внутренней стены.

Крестоносцы в Святой земле использовали в качестве укреплений самые различные объекты, включая древнеримские амфитеатры, базилики и даже – пещерные монастыри! Одним из них стал монастырь Айн-Хабис, представлявший собой несколько пещер, вырытых византийскими монахами прямо посреди отвесного обрыва в долине реки Ярмук. Долгое время никто и не знал, где эти монахи устроили свое уединенное убежище, пока в долину не пришли крестоносцы. У тех не было времени на то, чтобы строить здесь сильную крепость, и они превратили в нее пещерный монастырь, соединив все его залы деревянными лестницами и балюстрадами. Опираясь на него, они стали контролировать путь из Дамаска в Египет и Аравию, что, конечно же, не понравилось правителю Дамаска. В 1152 году мусульмане атаковали эту горную крепость, но не смогли ее взять и отступили, после чего король Иерусалима прислал сюда большой гарнизон.

В 1182 году Саладин решил любой ценой захватить Айн-Хабис, для чего отправил на его штурм отборный отряд воинов, с которыми были специалисты по подкопам, хорошо зарекомендовавшие себя во время осад других замков, построенных крестоносцами. Воины захватили нижнюю галерею монастыря, после чего из одного из его внутренних помещений был прорыт потайной ход наверх, через который они ворвались внутрь, причем там, где европейцы их совсем не ожидали. В результате крепость пала спустя лишь пять дней после начала осады!

Но крестоносцы решили вернуть себе монастырь и принялись осаждать его не только снизу, но и сверху. Чтобы лишить защитников воды, они принялись сбрасывать большие камни, которые разрушили водосборник, питавший монастырь водой, после чего мусульмане сдались.


План штурма пещерного монастыря Айн-Хабис.

То есть крестоносцы были не только хорошими воинами в плане навыков владения мечом и копьем, но и понимали толк в архитектуре и для строительства своих замков нанимали толковых инженеров. Одним словом, уповая на Христа, они отнюдь не чурались и достижений тогдашней военной науки и техники!

Специфика крестовых походов заключалась в том, что сами крупномасштабные военные операции крестоносцев длились от силы несколько лет. Перерывы между походами составляли десятилетия, а в это время нужно было удерживать завоёванные позиции или защищать уже давно имевшиеся. Для решения этих задач в средневековых условиях ведения военных действий лучше всего подходили укреплённые замки - это были и административно-политические центры, и, что не менее важно, самые эффективные инструменты военного контроля над территориями. Так что замков крестоносцев в регионах проведения крестовых походов было предостаточно.

Замок Крак де Шевалье

Одним из наиболее знаменитых замков в мире (и не только относящихся к крестоносцам) является Крак де Шевалье, расположенный в современной Сирии. Этот прекрасно сохранившийся замок, принадлежавший ордену госпитальеров, поистине является одним из самых неприступных замков в истории. Первоначально на утёсе высотой 650 метров располагалась небольшая курдская крепость, но крестоносцы заняли её ещё во время Первого крестового похода . В 1142 году крепость была передана ордену госпитальеров, который и превратил её в неприступную цитадель со стенами толщиной от 3 до 30 метров. К тому же часть помещений была упрятана непосредственно в скальную породу, что позволяло выжидать долгие осады. Крак де Шевалье неоднократно пытались захватить, но безуспешно. Замок был захвачен в 1271 году лишь с помощью поддельного письма, в котором начальнику гарнизона было приказано сдать Крак де Шевалье.

Замок Бодрум

Бодрум - замок, расположенный в современной Турции, также принадлежал ордену госпитальеров, но был построен только в XV веке, когда крестовые походы уже закончились и крестоносцы были давно изгнаны из Святой земли. Замок строился в течение около столетия, причём для его постройки использовался камень с руин одного из Семи чудес света античного мира - усыпальницы царя Мавсола, знаменитого Мавзолея. Но в XVI столетии Бодрум, до того неоднократно отбивавший атаки турок, всё-таки был захвачен и стал турецкой крепостью.


Замок Бофор

Бофор - замок, расположенный на возвышенности высотой около 300 метров на юге современного Ливана. Расположен на стратегически важной высоте, контролирующей окрестности, однако сведений о существовании здесь укреплений до крестовых походов нет. Замок был построен в начале XII века, однако в 1190 году перешёл в руки Салах-ад-Дина согласно договоренности об обмене. Спустя полвека он вернулся крестоносцам, а ещё через двадцать лет был продан ордену тамплиеров. Правда, тамплиеры в Бофоре располагались недолго: в 1268 году замок был захвачен египетскими мусульманами и с тех пор оставался незанятым. Впрочем, во второй половине XX века развалины замка использовали в качестве одной из баз террористическая организация Хезболла.


Замок Бельвуар

Замок Бельвуар - расположенная на возвышенности (высота 500 метров) над долиной реки Иордан крепость ордена госпитальеров. Первоначально эта территория была выделена в качестве феода одному из французских дворян, участников Первого крестового похода, но в 1168 году он продал её госпитальерам. Орден был прекрасным специалистом по возведению замков и создал Бельвуар, отличную крепость, расположенную таким образом, что ей были не страшны даже осадные орудия. Бельвуар имел огромное стратегическое значение - это был ключевой пункт оборонительной линии Иерусалимского королевства против угрозы с востока. Поэтому Бельвуар неоднократно пытались захватить, один лишь знаменитый Салах-ад-Дин предпринял три попытки. Третья попытка оказалась успешной и в 1189 году Бельвуар пал. Крестоносцы были отпущены, а замок стал мусульманской крепостью. В 1220 году стали распространяться слухи о начале нового крестового похода и арабы, опасавшиеся, что госпитальеры снова смогут получить свою твердыню, предприняли попытки уничтожить замок. В целом Бельвуар стал непригоден для военного использования, у крестоносцев не хватило денег и времени для его восстановления.


Замок Монфор

Монфор - этот замок, стоявший на крутой узкой горе на севере современного государства Израиль, просуществовал относительно недолго, менее полувека. Однако он является довольно примечательным – так как это была первая резиденция знаменитого Тевтонского ордена . Эти земли в 1220 году у одного из французских феодалов недавно образованный Орден приобрёл на деньги, предоставленные Папой Римским. За несколько лет был построен замок, куда перевезли архив и казну Ордена, а также здесь располагалась резиденция великого магистра. В середине века ситуация в регионе осложнилась, замок стал подвергаться нападениям и в 1271 году был захвачен мамлюками (египетскими мусульманами). Правда, до того тевтонцы успели осуществить организованный вывоз из замка архива и казны Ордена.

Замок Эль-Карак

Эль-Карак - замок крестоносцев, расположенный на высоте около 1000 метров на западе современной Иордании, вблизи побережья Мёртвого моря. Строительство замка было начато крестоносцами в 1142 году и продолжалось двадцать лет, после чего Эль-Карак стал столицей и резиденцией короля Трансиордании. Арабы предпринимали несколько попыток взять замок штурмом, но каждый раз неудачно. В 1176 году замок перешёл под контроль знаменитого крестоносца Рено де Шатийона, прославившегося своей жестокостью. Эль-Карак располагался на пересечении торговых путей, так что де Шатийон успешно грабил мусульманских купцов. В 1187 году де Шатийон был убит, а спустя год штурмом после восьмимесячной осады захвачен и его замок. С того момента крепость в руки крестоносцев не возвращалась.

Александр Бабицкий