Дворцовая пристань - парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.
На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства , увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.
Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.
Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.
После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим. В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца. В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.
Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.
Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л. Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца. Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена. Но на её базе возникла новая идея - украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми. Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли. На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей. Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.
В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним - статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 - начале 1833 года. Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере. После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей. Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.
Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году.
Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блоггеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.
После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.
Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.
Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны - львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.
Идея установки львов на Дворцовой пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска (1717) и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.
Музыка: Jean - Yves Thibaudet - Love Letters
Петербург вполне можно назвать львиным городом,
ведь этих представителей семейства кошачьих —
из чугуна, гипса, мрамора и меди —
по питерским улицам разбрелось великое множество!
* * *
У дачи Кушелева - Безбородко.
там же...
Откуда-то слышала, что здание охраняют 22 льва.
Насчитала, почему-то, 24, а именно:
с одной стороны 12, и подразумеваю, что с другой - столько же...))
Сколько же их на самом деле?
Вот, что говорит один официальный источник:
" 29 чугунных львов уселись в один длинный ряд вдоль металлической решетки, ограждающей территорию бывшей
усадьбы А.Г.Кушелева-Безбородко.
Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью, охраняемой четырьмя сфинксами.
Находятся львы у дома №40 по Полюстровской набережной.
Раньше они держали в пасти чугунную цепь." ......Эвона как!))
Банковский мостик на канале Грибоедова
Немного из истории:
Сам подвесной мост был построен в 1825-1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. А появлением грифонов мост обязан П.П.Соколову.
Теперь возникает вопрос. Почему на Банковский мостик посадили именно грифонов?
Дело в том, что мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка. А согласно мифологии обязанность грифонов - охранять сокровища. Вот и стерегли эти львы с орлиными крыльями золотые запасы Государства Российского. Между прочим, между горожанами бытует поверье, что если потереть лапу грифона, богатство вас не минует.
Предлагаю при случае проверить. ;) Если это правда, то в самом ближайшем будущем вы сможете купить тур на Домбай и провести там незабываемый отпуск.))
там же...
Там же...
Банковский мостик -
одно из красивейших мест Санкт-Петербурга, не правда ли?))
* * * * *
Дворцовая пристань.
Самый первый царь зверей прибыл в Санкт - Петербург еще в 1722 году
из Венеции — Петр I заказал его для скульптуры, символизирующей победу России над Швецией (этот монумент до сих пор красуется в Летнем саду).
Но больше всего львиных изваяний «завелось» в Санкт-Петербурге в XIX веке — тогда у домовладельцев было модно украшать ворота или ступени особняков парочкой солидных зверюг. Помимо домов хищники охраняют спуски к Неве и многочисленные мосты,
однако самые известные питерские львы поселились
В 1832 году на Дворцовой пристани напротив Адмиралтейства.
Изготовлены эти медные скульптуры по чертежам Карло Росси, а поскольку они парные, им нескучно — тем более что создатели снабдили их мячиками, в которые можно поиграть, когда никто не видит.
Но при свидетелях львы ведут себя очень даже серьезно:
выпускают когти и скалят зубы.
* * *
Дворцовая пристань.
Адмиралтейская набережная, рядом с Дворцовым мостом.
там же...
там же...
там же...
* * *
Лвиный мостик в створе Малой Подьяческой улицы,
Канал Грибоедова
там же
там же...
там же...
* * *
Шуваловский парк, дом1
там же...
В Петергофе
Дацан. Приморский проспект, 91.
Ши-Дза (китайский лев из Манджурии).
Петровская набережная, рядом с музеем "Домик Петра Первого"
Манежная площадь, Караванная улица, дом 1.
На Малой Садовой у входа во вьетнамский ресторан "Меконг"
Университетская набережная.
* * *
****
Набережная Мойки, 59,
Елисеевский Палас Отель
Там же
***
Набережная Макарова, дом 4
там же
там же
* * *
Невский проспект, 72,
у входа в гостиницу "Красный терем"
* * *
Павловск - пригород Санкт-Петербурга.
Большая каменная лестница.
там же...
там же
* * *
Проспект Ветеранов, 109.
Г. Пушкин - пригород Санкт-Петербурга.
Сторожевой лев на Исаакиевской площади.
* * *
Российский Этнографический Музей.
Подарок государства Израйль Санкт-Петербургу на 300-летие города.
Скульптура: длина - 3м, ширина - 2,5 м, высота - 2 м
У Елагина Дворца.
У здания Николаевской военной академии.
/автор фото утверждает, что это единственный ЛЕЖАЩИЙ лев в Питере.
Но по ходу дела, убедилась, что это нет так!)) /
* * *
Русский музей, он же Михайловский замок
там же...
там же...
* * *
А вот несколько львов, адреса которых мне неизвестны,
или львы попросту неузнаны.
Буду признательна, если подскажете!))
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
У входа какого-то кафе...
...жалкая пародия! Но, это - личное мнение...
* * * Львы на фасаде зданий. * * *
К сожалению, все адреса указать не смогу.
Давайте просто полюбуемся!
Герб Юсупова на Юсуповском дворце
Каменноосторовский проспект, дом 9\2
...однако, решетка моста...(но, какого? - подскажите!)
Его прозвали "Целовальный Лев"))
Адрес помню не точно. Кажется, на Петропавловке..
(Кто знает, подскажите!)
А как же быть со сфинксами и гриффонами?
Давайте отнесем их тоже к разряду львов!))
Петербург по праву считается городом, плотно заселенный львами. В камне, из чугуна и металла, в полный рост, в барельефах и на памятниках. С шарами под лапами у парадных лестниц и крыльями на мостах. Улыбчивые и серьезные, взлохмаченные и аккуратные. Абсолютно точно, что сосчитать всех невозможно. Но с самыми знаменитыми предлагаем вам познакомиться.
Вы можете посвятить один день своего пребывания в Санкт-Петербурге тому, чтобы «пожаль лапу» царям зверей Северной столицы, а можете запомнить их расположение и во время прогулок в разные дни собирать знакомства с ними в свою коллекцию.
Совет. Если вы любите нестандартные фотографии и сюжетную сьемку - захватите с собой небольшую игрушку львенка и вставляйте его в кадр. Ваши снимки станут значительно ярче и интересней.
Львиный маршрут начнем с начала начал, т.е. с Петроградской стороны, от домика Петра I. Перед домом, смотря на набережную, стоит бюст основателя города . Если не знать, то практически невозможно заметить на его левом плече морду льва . Что это и почему лев в таком виде появился на скульптуре? - спросите вы. Все дело в том, что на гербе Швеции - страны, войной с которой в начале XVIII века обязан своим появлением Санкт-Питер-Бурх, красуются два льва. Расположение этого символа на плече Петра показывает неоспоримую победу над шведами и покорность северного врага.
Историки спорят, откуда в Санкт-Петербурге столько львов. Конечно, самым разумным объяснением является то, что львы, как символы солнца и власти, были чрезвычайно популярны в Европе в XVII - XVIII веках, их любили многие скульпторы и архитекторы, украшая ими входы во дворцы и создавая эффектные барельефы с мордами. Но можно полагать, и что львы в городе остались от шведов, точнее как память о победе над ними, и теперь они несут свою стражу, охраняя русский город на Неве, бывший когда-то крепостью Ниеншанц.
На маршруте мы будем встречать отнюдь не только обычных львов. Они будут и с крыльями, и в самых причудливых образах. Поэтому буквально пройдя пару шагов по набережной, мы встречаем одних их самых необычных львов города - Ши-цза. Это мифологические львы, привезённые на набережную Невы из города Гирина в Маньчжурии в 1907 году. С тех пор необычные изваяния охраняют пристань на Петровской набережной.
На Петроградской стороне притаились еще несколько львов, найдем их. Первый лев по пути маршрута находится на Кронверском проспекте, 5, у входа в Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет. Лев немного грустен, возможно, потому, что он не так популярен, как его собратья.
Следующие львы , даже прайд вы найдете у входа в Ленинградский зоопарк . Такое расположение скульптур и барельефов вполне логично, тем более, что в самом зоопарке есть живые представители семейства кошачьих.
Последний лев на Петроградской стороне, который вошел в наш маршрут - находится на корабле «Летучий Голландец» , пришвартованный на Мытинской набережной. Сам по себе корабль-ресторан весьма симпатичен, а с точки обзора, откуда виден лев, открывается прекрасный вид на акваторию Невы и Зимний дворец .
Переходим по Биржевому мосту на Васильевский остров и практически сразу, на набережной Макарова вас ждут еще 2 льва , охраняющих пристань. Спокойные львы величественно смотрят на происходящее вокруг и, возможно, наблюдают за успехами «Зенита», ведь именно в сторону стадиона-тренировочной базы этой команды обращены их морды.
Следующие львы очень часто мелькают на туристических снимках, правда, не в главной роли, а в дополнении основной композиции. Гранитные львы-барельефы с металлическими кольцами в зубах украшают Стрелку Васильевского острова , спуск к воде. Панорама Стрелки прекрасная, но наслаждаясь видами, не забудьте про лёвушек, которые охраняют некогда главную площадь внешней торговли уже почти 300 лет.
Еще одни очень известные мифические львы Васильевского острова - это, конечно же, сфинксы у Академии Художеств на Университетской набережной . Сфинксы - это львы с головой человека, в Древнем Египте лицо сфинкса - это, как правило, лицо умершего фараона, чей вечный покой они охраняют. Петербургские сфинксы были высечены из камня сиенита около 3,5 тыс. лет назад. И долгое время служили тому, в честь кого были созданы - египетскому фараону Аменхотепу III. В 1830 году, в разгар увлечения культурой Древнего Египта в Европе сфинксы, выставленные на продажу в городе Александрия, были приобретены одним из членов Императорской академии наук. В 1834 году они заняли свое место на берегу Невы. Относительно общего возраста сфинксов, в Петербурге они гостят всего ничего. Но для тысяч туристов и любителей мистики это один из центов притяжения. Обязательно познакомьтесь с самыми «взрослыми» жителями Санкт-Петербурга и вы. И не забудьте, что пристань еще украшают скульптуры очень милых крылатых львов, их натёртые до блеска на счастье носы блестят в лучах северного солнца.
Далее отправляемся к безусловно самым популярным львам Санкт-Петербурга . Два красавца с шарами, стоящие, или даже правильнее сказать, играющие на Дворцовой пристани никого не оставляют равнодушными. Желающих обнять лёву всегда хоть отбавляй. Мы не рекомендуем вам повторять туристическую невоспитанность и пытаться забраться на них.
Во-первых, это памятник и от постоянного физического воздействия он разрушается, а во-вторых, это попросту небезопасно, львы стоят достаточно высоко. Посмотрите на них, улыбнитесь их величественности и запечатайте их в своей памяти. Эти львы, украшающие спуск к Неве перед Адмиралтейством стоят на своем посту с 1832 года, отлиты они из меди методом чеканки.
Теперь идем к двум знаменитым восхитительным пешим мостам - Львиному и Банковскому. Они оба представляют собой не только исключительные памятники мостостроительной архитектуры, но и невероятно яркие, красивые и изящные объекты.
Оба моста перекинуты через канал Грибоедова. Львиный мост находится чуть в стороне от основных туристических троп, а вот Банковский - безусловная «звезда» фотографий из Петербурга. Львиный мост, что очевидно, получил свое название из-за 4 статуй львов, украшающих переправу. Банковский мост , цепи на котором держат львы с золотыми крыльями, именовался так из-за близости к входу Государственного ассигнационного банка. Дойдите сначала до Львиного моста удобным вам путем (по дороге уже, наверное настанет время обеда, где можно его организовать смотрите в нашем разделе Где поесть), а после по исторической набережной канала дойдите до Банковского моста. Оба моста наряду с Почтамтским мостом примечательны еще и тем, что всего три цепных моста сохранившихся в Санкт-Петербурге. Построены они были в первой половине XIX века.
От Банковского моста, продолжая движение по набережной канала Грибоедова, мы дойдем до входа в Русский музей . Тут нас ждут выхолощенные, статные белые львы. У львов, охраняющих вход в Михайловский дворец , также под лапами расположены шары. Откуда такой символ? - разумно зададитесь вопросом вы во время нашей прогулки. Есть несколько версий, почему львов принято изображать с шарами. Согласно одной версии, шар - это символ солнца, знания, силы, чего-то целого и значимого. Располагая его под лапу льва, скульптор еще раз подчёркивает величество и высшее происхождение зверя. По другой версии - шары-мячи помогают львам сторожить. Постоянное удерживание шара помогают льву не заснуть, если лев задремлет, лапа ослабнет, шар скатится и упадет.
Следующие львы на маршруте снова необычные. Живут они в саду Дружбы на Литейном проспекте,15. Это совсем молодые скульптуры львов, поселились они в городе в 2003 году, были подарены Шанхаем , городом-побратимом, на 300-летие Санкт-Петербурга. Сам сквер, в котором расположились львы, весьма привлекателен и необычен, а если вам повезет попасть в него в конце весны, то вы в нем застанете не только львов, но и пышно цветущую сакуру.
Последняя точка в пешей части нашей прогулки находится достаточно далеко, но она стоит того, чтобы до нее дойти. 29 львов - самая большая популяция этих зверей в камне расположены перед дачей Безбородко на Свердловской набережной .
Великолепная ограда бывшей дачи богатого семейства сплошь состоит из львов, которые в пастях держат единую цепь. Ансамбль ограды чарующий и благодаря тому, что львы чугунные, хорошо сохранился. К сожалению, этого нельзя сказать о доме, который когда-то был центром курорта-водолечебницы Полюстрово. Однако, в этот район обязательно стоит добраться чтобы посмотреть другой Петербург, уже не парадный и туристический, а жилой и промышленный. И львы, которые довольно несут свою службу уже более 200 лет, станут вашими проводниками.
Закончим наш львиный маршрут на Елагином острове . Попадем мы вечером туда не случайно - мы проводим завораживающий закат на Западной стрелке Елагина острова в обнимку со львами. Елагин остров и Центральный парк культуры и отдыха им. Кирова - любимое место отдыха петербуржцев. Елагин дворец - сердце Елагина острова, являлся летней императорской резиденцией и был построен по проекту Д.Кваренги в конце XVIII века, перестроен К.Росси в период правления Александра I. Дворец выполнен в палладианском стиле и смотрится очень изящно и трогательно. Окруженный зеленью и атмосферой отдыха и улыбок, но притягивает к себе еще больше. Центральную лестницу украшают 2 статуи львов. Они гармонично вписываются в общий ансамбль парка и вызывают желание по-дружески обнять их и угостить мороженым. Еще 2 льва ждут вас на Западной стрелке, как вы помните, для проводов этого отличного дня. Если вам повезет с солнечной погодой, то вы насладитесь совершенно волшебными видами и пейзажами.
Петербурге и его окрестностях «живет» огромное количество львов. Вы встретите их и в Павловске , где они почти что символ, и в Петергофе , и в парке Константиновского дворца .
Львы будут иметь разные морды, разные позы, но везде будут служить для одного - защищать вас и делать ваш отдых в Санкт-Петербурге безмятежным и счастливым .
Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга .
После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском. Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами .
Описание
Дворцовая пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве . Наверху лестницы, возвышаясь над уровнем берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами. Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных, который плавно переходит в пьедестал.
Лев в символике
Льва называют «Царём зверей». Традиционный символ мощи, воплощающий силу солнца и огня.
В египетской мифологии - символ божественной власти и царского достоинства, у ассирийцев и греков львы считались спутниками богинь, в раннехристианском искусстве лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа - как «льва от колена Иудина».
Модели львов
Сохранилась трёхсторонняя переписка между Карлом Росси , директором Санкт-Петербургского Александровского чугунолитейного завода М. Е. Кларком и министром императорского двора П. М. Волконским .
Сначала Росси запросил Кларка о возможности изготовления таких статуй, а затем, видимо получив ответ, 20 октября пишет П. М. Волконскому:
Донесение министру императорского двора:
(на заводе хороших мастеров нет, а) …от искусства приготовления таковых моделей зависить будет совершенство фигур… гораздо бы лучше заказать сделать оные модели известным художникам
В ответ министр предложил скульптору осмотреть и измерить мраморных львов Трискорни , которые находятся у подъезда дома военного министерства , с целью
Архитектор выполнил указания министра: осмотрел и даже зарисовал мраморных львов, но по результатам работы высказал своё категорически отрицательное отношение к навязываемому ему варианту:
Высказывание Карла Росси:
…львы сии по малости их для сего назначения будут казать безобразие
После этого в оформлении Дворцовой пристани наступил довольно длительный перерыв, причины которого историкам остались неизвестными.
Создание скульптур
…государь хочет знать, сколько будет стоить отливка двух львов по имеющейся в заводе модели…
Эти доводы Кларка сдвинули дело с мёртвой точки: медные львы для Дворцовой пристани были созданы. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева . Чугунные пьедесталы с волютами отлиты для львов на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя .
Государь повелел сделать двух львов чеканкой и четыре постамента из чугуна для львов и ваз
Львы установлены на Дворцовой пристани как украшение в сентябре 1832 году .
Сохранность и реставрация
Первые сведения о снятии львов с постаментов относятся к -1914 годам и связаны со строительством Дворцового моста . Историки логично предполагают, что снятые львы были отреставрированы.
Сохранность львов позволила им продолжить украшать Дворцовую пристань в то время, как самые пострадавшие памятники отправились на реставрацию.
Скульптуры были отправлены в реставрационные мастерские в начале 1950-х годов : сперва один, а за ним и другой были отправлены на восстановление и вскоре снова украсили Дворцовую пристань.
Внеплановая реставрация
Медного льва отправили на срочный ремонт в реставрационные мастерские. Необходимые для этого средства были предоставлены Российской партей жизни , проект курировал председатель Совета Федерации , лидер партии Сергей Миронов .
Вывоз льва на реставрацию был оформлен как театральное действо . «Врачи»-реставраторы в белых халатах осмотрели больного льва, они перебинтовали его и краном погрузили на «КАМАЗ », задрапированный под машину «Скорой помощи». На опустевшем постаменте льва заменили люди, одетые львами.
Реставрация продолжалась около 3 месяцев и обошлась в сумму около 300 тысяч рублей.
На период реставрации место скульптуры вначале заняла пластиковая копия - «солнечный» лев Бонифаций , расписанный участниками «Юношеской восьмерки». Впоследствии этот лев был продан на аукционе за 1,5 млн. рублей, деньги были перечислены на счета Научно-практического центра по оказанию помощи ВИЧ-инфицированным детям и беременным женщинам.
Позже на постаменте находилась фигура льва, собранная из воздушных шариков.
В 2007 году в рамках той же инициативы была отремонтирована вторая скульптура. Восстановление обошлось в 262 тыс. рублей и было закончено к сентябрю 2007 года. На постамент была водружена плоская копия льва.
Реставрационные работы
Технология реставрации покрытия включает в себя расчистку, грунтовку и непосредственно реставрацию. Особенностью реставрационных работ в Санкт-Петербурге является то, что очень важно качественно обработать скульптуры, так как лакокрасочное покрытие в нашей среде держится не более трёх-четырёх лет. в процессе проведения работ были выявлены следы предыдущих реставрационных работ - на скульптурах обнаружилось много слоев краски. Кроме того, после расчистки на фигурах львов оказалось много дырок и вмятин.
Кроме комплекса восстановительных работ, было выполнено укрепление конструкции внутренним трубчатым каркасом. В оболочках полых скульптур были прорезаны отверстия и установлены латунные трубки.
Реставраторы убеждены в прочности созданной конструкции:
Теперь скульптуры будет сложно сломать, конечно, если не лупить по ним 10-ти килограммовой кувалдой!
Команда реставраторов состояла из четырёх человек, столько же участвовало в демонтаже. Срок проведения работ составил около месяца.
Львы в искусстве
Само месторасположение львов, на парадной Дворцовой пристани , окружённой зданиями Адмиралтейства и Зимнего дворца , обращённой к Неве , обусловила внимание к ней со стороны деятелей искусства.