Мостовая гигантов в Северной Ирландии: дорога в никуда. Тропа гигантов в ирландии Тропа гигантов ирландия легенда

Около 40 тысяч огромных каменных колонн настолько тесно примыкают друг к другу, что создаётся впечатление, что установил их здесь какой-то гигант – герой ирландских мифов и легенд. Диаметр этих столбов от 30 до 50 сантиметров, они имеют ровные вершины и несколько граней (у четверти – по пять, у остальных – четыре, семь и даже девять углов). Расположена Тропа Гигантов (или как её ещё называют – Дорога Гигантов) в Северной Ирландии недалеко от небольшого городка Бушмиллс. Она опоясывает утёсы, что расположены на побережье Козвэй-Кост, а потом понемногу уходит под воду в сторону Шотландии.

Масштабы этого удивительного места поражают. Если посмотреть на Дорогу Гигантов сверху, то она действительно чрезвычайно похожа на выложенную камнем дорогу, которая тянется вдоль побережья 275 метров и уходит в Атлантику ещё на полторы сотни метров.

Средняя высота столбов приблизительно шесть метров, хотя нередко можно увидеть колонны высотой в двенадцать. Если смотреть на них сверху, то они чем-то напоминают пчелиные соты, поскольку организовывают между собой шестиугольники, настолько плотно находящиеся по отношению друг к другу, что между ними довольно трудно просунуть даже тонкий нож.

Абсолютно все столбы тёмного цвета и невероятно твёрдые – учёные это природное явление объясняют тем, что состоят они в основном из богатого магнием и железом базальта, который при этом имеет небольшое количество кварца. Благодаря такому составу колонны в состоянии успешно противостоять разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана.

Колонны Дороги Гигантов в Ирландии образуют три группы площадок:

  1. Большая тропа. Колонны этой группы наиболее крупные и начинаются возле скалистых гор. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают до шести метров высоты. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой составляет от 20 до 30 метров.
  2. Средняя и Малая тропы. Столбы этих групп находятся возле Большой тропы и по форме скорее похоже не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая такая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно (особенно возле воды, потому что там они чрезвычайно мокрые и скользкие) перейти с одного столба на другой.
  3. Остров Стаффа. В 130 км от побережья расположен небольшой необитаемый остров Стаффа (в переводе – «остров столбов»), на котором находится как бы продолжение этих колонн. Между этими столбами расположена главная достопримечательность острова – огромная Фингаловая пещера, длина которой составляет около 80 метров.

Утёсы

Сами колонны на побережье Козвэй-Кост расположены вокруг утёсов, которым впоследствии люди дали довольно-таки оригинальные названия. Например , два из них назвали в честь Арфы (колонны с этого утёса изогнутой линией спускаются к побережью) и Органа (прямые и высокие столбы, что расположены возле него, очень напоминают этот музыкальный инструмент).


Есть утёсы с такими интересными именами, как Ткацкий станок Гиганта, Гроб Великана, Пушки Великана, Глаза Великана. Здесь же можно посмотреть на Башмак Великана – двухметровый булыжник, который напоминает эту обувь (при этом даже было подсчитано, что гигант, который носил такое изделие, должен иметь не менее 16 метров роста).

Печные трубы Тропы Великанов

Есть ещё одно интересное место на Дороге Гигантов – Печные трубы, которые несколько веков назад перепугали уже разгромленную «Непобедимую Армаду».

Произошло это по банальной причине. Некоторые столбы Дороги Гигантов в Ирландии не просто возвышаются на побережье, но и с моря похожи на печные трубы огромного замка. С ним его испанцы и перепутали, и обстреляли из пушек «вражескую территорию» – то есть абсолютно пустынную территорию.

История эта для испанцев закончилась плачевно: их судно разбилось об скалы, и погибло немало людей. Найденные сокровища с корабля, после того, как они были подняты со дна моря, в наше время можно увидеть в музее Ольстера, который находится в Белфасте.

Легенда

Нет ничего удивительного в том, что Дорога Гигантов имеет свои легенды и мифы, которые объясняют его появление и образование.

Прадавние ирландцы верили, что Дорога Гигантов была построена ирландским великаном Финном Мак Кулом для того, чтобы добраться до своего заклятого врага-шотландца, проживавшего на Гебридских островах, и сразиться с ним для того, чтобы решить, кто из них сильнее.


Дальше версии немного отличаются друг от друга. По одной из них, увидев, что его соперник больше и мощнее его – Финн убежал. А когда увидел, что шотландец преследует его, подговорил жену запеленать его как ребёнка и оставить спать на берегу. По другой версии, пока ирландец строил дорогу, он так устал, что заснул на побережье, а его жена, увидев, что соперник приближается, запеленала его и выдала за дитя.

В любом случае, увидев огромного «младенца», шотландский великан решил, что с его отцом лучше не связываться и дал дёру, а чтобы ирландец его не догнал, разрушил тропу.

Изучение

Интересно, что широко известна Дорога Гигантов стала лишь в конце 17 века, когда епископ Деррийский начал усиленно рекламировать это удивительное место. А в начале 19 века тут массово начали появляться туристы.

Несмотря на то, что эта местность Департаментом окружающей среды Северной Ирландии объявлена национальным заповедником, здесь абсолютно нет каких-либо закрытых для посещения территорий, а туристы могут гулять всюду, где пожелают и куда смогут дойти. Этот факт довольно-таки нравится туристам в этой стране.

Дорога Гигантов уникальна тем, что несмотря на то, что нечто подобное существует и в других уголках земного шара, именно здесь находится наибольшее скопление подобных столбов. Нет ничего удивительного в том, что на протяжении многих веков учёные дискутировали о том, как именно возникла Тропа.

Часть из них уверяла, что гигантские столбы – это на самом деле огромные кристаллы, которые давным-давно возникли на дне древнего моря. Другие говорили, что колонны – это на самом деле окаменевший бамбуковый лес.

В наше время большинство учёных сошлись на том, что когда-то здесь существовала наибольшая на территории Европы равнина из лавы. Образовалась она благодаря огромному слою известняка, который расположен под территорией Северной Ирландии. В прадавние времена через его разломы во время извержения вулканов вытекла расплавленная лава, которая покрыла землю слоем в 180 метров, после чего начала остывать и затвердевать. А бесформенной массой не стала потому, что в её основе был базальт.

Через некоторое время, во время охлаждения, лава начала медленно уменьшаться в объёме, а благодаря базальту на её поверхности образовались шестиугольные трещины. Когда начали остывать внутренние слоя магмы, эти щели стали углубляться и образовали шестигранные колонны.

Эта теория была подтверждена группой учёных из Торонто, которые после проведённых экспериментов смогли доказать, что чем медленнее охлаждается магма, тем колонны получаются больше. Таким образом, секрет появления такого удивительного природного явления, как Тропа Великанов в Ирландии был раскрыт… Или нет?

Как только не называют это место в Северной Ирландии! Тропа великанов, Мостовая исполинов, Дорога гигантов... Выглядит оно так, словно чьи-то мощные руки вбили в побережье Козвэй-Кост множество шестиугольных в сечении свай, чтобы построить огромный мост через море.Глядя на это чудо природы, поневоле задаешься вопросом: а не инопланетяне ли отметились на оконечности Изумрудного острова?КАМЕННАЯ КРЕПОСТЬ

Масштабы этой загадочной постройки поражают воображение. Если посмотреть на нее сверху, она действительно похожа на выложенную камнем дорогу, которая тянется вдоль побережья на 275 метров и уходит в Атлантику еще на полторы сотни метров.Колонны порой устремляются вверх, достигая высоты 12 метров, а иногда опускаются вниз до 6 метров. Общее их количество - около 40 тысяч. Большая часть из них на срезе имеет шестиугольную форму, но также можно встретить и четырех-, пяти-, семи- и девятиугольные колонны. Диаметр столбов колеблется от 30 до 60 сантиметров, все они имеют ровные вершины.Сверху каменные столбы чем-то напоминают пчелиные соты, настолько плотно они прижаты друг к другу. Даже тонкий нож просунуть между ними невозможно.Абсолютно все столбы темного цвета, также все невероятно твердые. По мнению ученых, они состоят в основном из богатого магнием и железом базальта, который при этом имеет небольшое количество кварца. Благодаря такому составу колонны в состоянии успешно противостоять разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана.ТРИ БОГАТЫРЯ

Колонны образуют три группы площадок. Одна группа - так называемая Большая тропа - это самые крупные столбы, начинающиеся возле скалистых гор. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают 6 метров в высоту. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой составляет от 20 до 30 метров.Вторая группа камней - Средняя и Малая тропы. Эти тропы находятся возле Большой тропы и по форме скорее похожи не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно (особенно возле воды, потому что там они чрезвычайно мокрые и скользкие) перейти с одного столба на другой.Чем и пользуются туристы, которые ради такого аттракциона едут сюда за тридевять земель.Наконец, третья группа каменных исполинов обитает на острове Стаффа (в переводе - «остров столбов»). Остров находится на расстоянии 130 метров от берега и как бы продолжает основную тему Козвэй-Коста. Там же, на острове, расположена главная достопримечательность - огромная Фингалова пещера.Это настоящий Затерянный мир. Во-первых, до острова еще нужно добраться, а море там северное, неспокойное, непредсказуемое. Во-вторых, остров необитаем, там нет никаких благ цивилизации. В-третьих, забраться на остров тоже непросто, потому что он состоит из высоких базальтовых колонн, похожих на дома викингов. Высота над уровнем моря в самой высокой точке достигает 42 метров. Все побережье сильно изрезано и состоит из многочисленных пещер. Только в одном месте, на юге, берег более-менее пологий. Фингалова пещера как раз там и находится. Высота пещеры достигает 30 метров, ее длина - 75 метров. Акустика пещеры уникальна, звуки прибоя отдаются по всей пещере, создавая живую музыку, будто в концертном зале, поэтому Фингалова пещера еще называется Поющая пещера.Кстати, остров Стаффа считается территорией Шотландии. Для посетителей здесь построен деревянный настил, по которому можно обойти пещеру. Другого варианта посетить ее не существует. Несмотря на то, что на дне пещеры плещется вода, вход в пещеру настолько узкий, что лодкам туда не проникнуть.«Колонные» залы острова Стаффа и побережья Козвэй-Кост, несмотря на удаленность друг от друга, представляются единым архитектурным ансамблем. Кажется, что какое-то разумное существо хотело проложить от острова Стаффа до побережья Козвэй-Кост огромный каменный мост, но то ли собственные силы не рассчитало, то ли погода подвела. В общем, загадка природы.ПОЗОР ИСПАНИИ

Вернемся к побережью Козвэй-Кост. Колонны расположены вокруг утесов, названия которых одно другого причудливее. Например, два из них назвали в честь музыкальных инструментов: Арфы (колонны с этого утеса изогнутой линией спускаются к побережью) и Органа (прямые и высокие столбы, что расположены возле него, очень напоминают этот музыкальный инструмент).Есть утесы с такими интересными именами, как Ткацкий станок гиганта, Гроб великана, Пушки великана, Глаза великана. Здесь же можно посмотреть на Башмак великана - двухметровый булыжник, который действительно напоминает туфлю. Даже было подсчитано, что гигант, который носил такую обувь, должен иметь не менее 16 метров роста.А еще одно интересное место на Дороге гигантов - Печные трубы, которые несколько веков назад перепугали уже разгромленную Непобедимую армаду.Произошло это по банальной причине. Некоторые столбы Дороги гигантов в Ирландии не просто возвышаются на побережье, но с моря похожи на печные трубы огромного замка. С ним его испанцы и перепутали и обстреляли из пушек вражескую территорию, то бишь абсолютно пустынную землю.Одним словом, облажались по полной. Эта баталия для испанцев закончилась плачевно: их судно разбилось о скалы, погибло немало народа. О том прискорбном для испанской истории эпизоде говорят артефакты в музее Ольстера, который находится в Белфасте. Они попали туда, после того как были подняты со дна моря.КАМЕННЫЙ МЛАДЕНЕЦ

У ирландцев существуют достойные внимания легенды относительно происхождения Тропы великанов. Одну из них сочинили кельты. По их мнению, построил гигантскую каменную дорогу ирландский гигант - Финн МакКул. По ней он хотел перейти море и сразиться со своим давним соперником, шотландским исполином Беном Бенандоннером. Добравшись до врага, он увидел, что Бен побольше да покрепче, и дал деру.Но было поздно. Шотландец уже успел его заприметить, разозлился и пустился в погоню. Видимо, от страха Финн придумал, как хитростью взять могущественного противника. Он попросил свою жену запеленать его как ребенка и оставить спать на берегу.Увидев такое огромное дитя, шотландец подумал: каков же тогда отец? И в страхе убежал восвояси. А от бессилия решил разрушить за собой тропинку, чтобы хоть чем-то навредить заморскому исполину. Примечательно, что вплоть до XVII века это сказание считалось полностью вымышленным, пока епископ Деррийский не открыл заново Тропу гигантов, которая после этого тут же стала ирландской достопримечательностью.ВОЗНИКШАЯ ИЗ ЛАВЫ

Дорога гигантов - единственное в своем роде сооружение. Аналогов в мире нет. Нет ничего удивительного в том, что ученые долго дискутировали о том, как именно возникла тропа. Часть специалистов уверяли, что гигантские столбы - это на самом деле огромные кристаллы, которые давным-давно возникли на дне древнего моря. Море отступило, и столбы оказались на поверхности.Другие говорили, что колонны на самом деле представляют собой окаменевший бамбуковый лес. Якобы в древности тут было настолько тепло, что росли экзотические растения. Потом климат поменялся, стало холодно, и деревья окаменели. Рассматривалась и инопланетная версия, но только эзотериками, ученые ее отвергли. В конце концов, все сошлись на том, что во всем виноват вулкан.Около 60 миллионов лет тому назад здесь случилось мощное извержение. Лава прорывалась наружу через толстый слой известняка и покрывала землю слоем в 180 метров. Через некоторое время, охлаждаясь, лава начала медленно уменьшаться в объеме, а благодаря базальту на ее поверхности образовались шестиугольные трещины. Когда начали остывать внутренние слои магмы, эти щели стали углубляться и образовали шестигранные колонны.Эта теория была подтверждена группой ученых из Торонто, которые после проведенных экспериментов смогли доказать, что чем медленнее охлаждается магма, тем колонны получаются больше. Секрет появления такого удивительного природного феномена, как Тропа великанов в Ирландии, был раскрыт... Или нет?

И вновь природа демонстрирует нам один из своих феноменальных фокусов. На побережье северной части Северной Ирландии (уж простите за тавтологию, но именно так оно и есть) располагается Дорога Гигантов. Это уникальное явление природы выглядит как необычные столбы, сечение которых очень похожи на пчелиные соты.

Столбы (или колонны) настолько плотно прижаты друг к другу, что между ними даже нож воткнуть не получится. Примерно так же подогнаны большие камни в стенах древнего города Саксайуаман , с той лишь разницей, что там это сделали люди, а здесь природа.

Дорога Гигантов на карте

  • Географические координаты 55.240684, -6.511417
  • Расстояние от столицы Северной Ирландии города Белфаст примерно 80 км
  • Расстояние до ближайшего аэропорта Дэрри около 50 км

Следует учесть, что Северная Ирландия это административная часть Великобритании, а не отдельное государство.

Дорога Гигантов находится в 3 километрах севернее городка Бушмилс.

Эта достопримечательность насчитывает около 40000 базальтовых колонн, соединенных между собой. Большинство столбов шестиугольные, но попадаются и четырех, пяти, семи и восьмиугольные экземпляры. Высота их достигает 12 метров. Диаметр столбов от 30 до 50 см.

Рассматривая эту необычную природную конструкцию, с трудом верится, что она появилась случайно. По официальной версии ученых, такие неординарные колонны возникли после извержения вулкана в древности. 50-60 миллионов лет назад здесь происходили активные вулканические явления. Потоки расплавленного базальта сформировали огромные лавовые поля. При быстром остывании, объем вещества сокращался, а горизонтальное сжатие способствовало появлению таких геометрически правильных структур.

Есть еще гипотеза, согласно которой Дорога Гигантов образовалась в результате конвекции вязкого вещества в условиях охлаждения верхних слоев.

Местные жители, конечно же, связывают появление этой структуры с древней легендой.
В ней сказано что герой кельтских мифов, воин, мудрец и провидец Финн Мак Кумал решил померяться силой с огромным одноглазым чудовищем по имени Голл, жившем в Шотландии. Но по какой-то нелепой случайности или случайной нелепости героический герой … боялся замочить ноги. Пришлось Финну вбить в дно моря целую уйму колонн – получился своеобразный мост на соседний остров. Он сильно устал и решил выспаться перед сражением. Пока наш герой мирно пребывал в сновидениях, Голл, не дождавшись своего противника, сам явился к нему в гости по уже построенному мосту. Его встретила Ума – жена Финна. Судя по имени, дама была не глупа. Она немного схитрила: указав на спящего мужа, сказала, что он её ребенок. Как вы понимаете, размерами этот товарищ вовсе не походил на ребенка. Ума усадила великана за стол и стала угощать его лепешками, в которых предварительно запекла железные сковородки. Другие лепешки (уже без сковород внутри) она отложила для мужа. Когда Голл начал ломать зубы, поедая своё угощение, проснувшийся Финн спокойно уплетал свои лепешки «за обе щеки». Поняв, что если младенец такой!!!, то его папаша будет и вовсе непобедим, Голл в панике убегает и по пути разрушает мост, отрезая путь для преследования.

Появилась ли Дорога Гигантов как сказано в мифе или как предполагают ученые уже не столь важно. Главное, что теперь у нас есть еще одна неразгаданная и потому очень привлекательная природная достопримечательность.

Дорога Гигантов проходит более 270 метров по побережью и около 150 метров по дну моря.Все колонны очень твердые и имеют тёмный цвет. Это обусловлено большим содержанием магния и железа в их составе. Такая смесь веществ практически не подвластна разрушительному действию морских волн и ветра.

Поблизости от Дороги Гигантов располагаются утесы с оригинальными названиями. Утес Арфы – его колонны изогнутые и спускаются к берегу. Утес Органа, столбы которого прямые и очень похожи на этот огромный музыкальный инструмент.
Есть еще утёсы Ткацкий станок Великана, Гроб и Глаза Великана. Здесь еще можно увидеть Башмак Великана. Это огромный булыжник в форме обуви и высотой в 2 метра.

  • в 1986 г. Юнеско объявила Дорогу Гигантов и побережье Козуэй-Кост, где она находится, всемирным наследием, и только спустя год, Департамент охраны окружающей среды присвоил этому месту статус Национального заповедника
  • несмотря на то, что Дорога Гигантов находится здесь тысячи, а возможно и миллионы лет, широкую известность она получила только в 17 веке из рассказов епископа Деррийского. И только в начале 19 века сюда потянулись первые туристы
  • доступ для туристов здесь нигде и никак не ограничен
  • в Шотландии, на острове Стаффа есть уникальная , стены которой (как и само побережье острова) состоит из таких же шестигранных базальтовых колонн. Возможно это тоже часть Дороги Гигантов

Дорога Гигантов фото

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Древность + современность = Северная Ирландия

Северная Ирландия является одной из четырех частей Великобритании, причем, достаточно интересной ее частью. Она образована в 1921 году, а до этого за территорию долгие годы шли войны и велись мощные конфликты.

На площади почти 14 квадратных км располагается сразу 6 графств, столица этой местности – красивейший город Белфаст. В этой стране древние строения оригинально сочетаются с современными постройками, а также с уникальной природой – Ирландия богата лесами, водоемами, среди которых – собственное море, и объектами Всемирного наследия.

Население Ирландии весьма интересное, здесь можно встретить и коренных ирландцев-католиков, и британцев-протестантов, также имеются англо-ирландцы и шотландо-ирландцы. Соответственно, разговаривают здесь на двух языках – английском и ирландском.

Климат этой страны умеренный, здесь вполне теплая зима и не очень жаркий летний сезон. При этом по всей стране выпадает достаточно много осадков, воздух практически всегда влажный. Летом средняя температура – около +15 градусов, а зимой +5. Июль – самый жаркий месяц, когда в Ирландии традиционно находится больше всего туристов.

Государственным праздником в Северной Ирландии является День Святого Патрика – покровителя страны, который изгнал с острова змей и принес христианство. Попав на этот праздник, удивляет огромное количество людей на улицах, одетых в национальный зеленый цвет. Все в этот день гуляют, посещают пивные вечеринки и балуются всемирно известным темным пивом «Гиннесс».

Северная Ирландия

Что касается питания, Северная Ирландия славится своим Ольстерским завтраком – яичницы с колбасками, содовыми лепешками и картофельным хлебом. Также здесь можно отведать изумительного вкуса мясо и устрицы, вкусная еда здесь как в дорогих ресторанах, там и в маленьких кафе.

Чем еще примечательна Северная Ирландия, так это своими многочисленными легендами и мифами. Туристам, посетившим Ирландию, непременно стоит побывать на «Дороге гигантов» - это главная достопримечательность, которая входит в число объектов ЮНЕСКО. Необычная набережная состоит из бесчисленного количества колонн, самые большие доходят до шести метров в высоту. Местные верят в легенду, согласно которой один герой для сражения с чудовищем специально вбил в дно моря большие колонны и построил из них мост. Но гигант-чудовище обманным путем сам пробрался в город по этому мосту, и впоследствии, будучи напуганным благодаря хитрому обману, он в ужасе бежал обратно из города и сломал мост. В итоге от него остались только причудливые колонны, напоминающие обломки.

Что еще стоит посетить? Судостроительную верфь Harland & Wolff Shipyards – именно здесь в свое время был построен известный своей печальной судьбой «Титаник». Любителям тихого отдыха можно посоветовать посмотреть руины замка Данлюс, а ценителям алкоголя подойдет экскурсия в вискикурню Old Bushmills Distillery. Тут можно своими глазами увидеть, как производят самый лучший виски. Поскольку Ирландия славится красотой природы, то посетив остров Рэтлин, можно полюбоваться множеством различных видов птиц, обитающих в естественных условиях. А вот экстремалы оценят подвесной мост Кэррик-Рэд-Роуп между двумя скалами: идя по мосту длиной 24 метра, под собой вы увидите только бескрайнее море.

Северная Ирландия очень богата яркими местами и приятными впечатлениями. Она достаточно колоритна и постоянно манит к себе туристов со всех уголков света. Заглянув сюда, можно оценить всю притягательность и необыкновенность этого места, а также прочувствовать истинную ирландскую культуру.

Дорога гигантов в Северной Ирландии

Дорога гигантов является наиболее популярной достопримечательностью в Северной Ирландии. Это уникальное побережье появилась из-за вулканического вмешательства. Благодаря извержению, произошедшему много веков назад, здесь образовалось порядка 40 000 базальтовых колонн, уходящих в море, подобно ступеням для самого настоящего великана.

Попав сюда вам также будет интересно подняться вверх и обозреть живописную панораму. В этой местности есть возможность арендовать (или приехать на уже арендованном) велосипеде и прокатиться по обустроенному маршруту по окрестностям.

Дорога гигантов – настоящее чудо природы

Дорога гигантов (Тропа Великана или Giant’s Causeway) - уникальная прибрежная местность, представляет собой несколько десятков тысяч соединенных между собой базальтовых колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана.

Расположена на северо-востоке Северной Ирландии, около 3 км к северу от города Бушмилс, в котором делают ирландский виски. Дорога, а также побережье Козвэй-Кост, на котором она находится, были объявлены объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986, и национальным заповедником в 1987 Департаментом окружающей среды Северной Ирландии. Верхушки колонн образуют по форме трамплин, который начинается у подножья скалы и исчезает под поверхностью моря. Большинство колонн шестиугольные, хотя у некоторых - четыре, пять, семь и восемь углов. Самая высокая около 12 метров.

Дорога Гигантов поражает не только своими размерами, но и загадочными легендами происхождения. Это впечатляющее место по праву заслуживает популярность и восхищение.

60 миллионов лет назад мощные вулканы сотрясали территорию острова.

Около 60 миллионов лет назад мощные вулканы всколыхнули эту территорию. Они поднимали в небо столбы пепла, а на поверхность земли выбрасывали большое количество магмы. Это событие оставило ирландцам в наследство загадочную Дорогу Гигантов. Согласно другой легенде, по ней действительно прогуливались сами великаны.

Когда-то воин из ирландской мифологии Финн Мак Кумало собрался посоревноваться с одноглазым великаном по имени Холл. Последний жил за морем. Финн решил построить мост на другую сторону, чтобы не намочить себе ноги. Он своим мечом вытесал и вбил в дно моря целый ряд каменных колонн. Когда устал, воин прилег отдохнуть и уснул.

В это время грозный соперник сам пришел к нему именно по этому мосту. Но они так и не смогли посостязаться. Оказалось, что у Финна была очень хитрая жена. Своего спящего мужа она выдала за маленького сына. Сделав вид, что ждет своего мужа, начала угощать Холла лепешками с запеченными в них железными сковородками.

Когда Финн проснулся, жена дала ему такие же лепешки, только без сковородок. Холл очень испугался, когда увидел, как быстро ребенок поедает караваи. Он представил, каким же должен быть отец такого ребенка. Холл бросился бежать. И мост от его страшных ударов не выдержал и сломался.

Тропа великанов в Ирландии

В стародавние времена в Ирландии жил добрый великан Фин Мак Кул со своей женой Уной, а через пролив от него, в Шотландии, жил злой великан Бенадонна. Шотландец постоянно задевал и обижал ирландца. В один из дней Фин Мак Кул крикнул Бенадонне: “Если бы я умел плавать, то переплыл бы пролив за пару минут и навалял бы тебе по самое не балуйся!”

Но плавать ирландец не умел. Тогда он решился построить мост через пролив. Семь дней и семь ночей он не смыкал глаз, таскал огромные каменные стержни в море и построил мост через пролив.

Под конец он очень устал и подумал: “Прежде чем биться с Бенадонной, я должен хорошенько отдохнуть” и пошел спать. В это время шотландский великан увидел мост и прибежал по нему в Ирландию.

Он стал стучать в дверь к великану, но Фин Мак Кул крепко спал. Его жена Уна испугалась и придумала хитрость: она запеленала его как младенца. Открыв дверь, она сказала Бенадонне: “Тссссс! У меня младенец спит!”

Шотландец взглянул на “младенца” и подумал: “Если у Фина Мак Кула ребенок такой большой, то какой же он сам?” Испугавшись, Бенадонна убежал обратно в Шотландию, сломав за собой весь мост.

Тропа великанов – объект Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО

До наших дней дошло только самое начало Моста великанов, состоящее из шестиугольных базальтовых колонн, которое входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из чудес природы.

Замок Кэррикфергюс.

Один из немногих образцов средневекового фортификационного сооружения Северной Ирландии, дошедший до наших дней практически в первозданном облике. Замок является главной и единственной достопримечательностью одноимённого города, расположенного неподалёку. Сегодня Замок Кэррикфергюс – это один из крупнейших в стране центров изучения Средневековья.

Возник замок в XII веке, его появление стало определённым этапом в освоении Британских островов. Строился замок англо-норманнскими племенами, отсюда и весьма необычное название для форта и возникшего годы спустя города. По гипотезам историков, перед основателями замка стояла задача сделать его максимально неприступным, что и воплотилось за годы строительства. Построен замок на отвесной скале, что полностью исключало на тот момент захват со стороны моря, и бухта Белфаст-Лох стала самым обороноспособным заливом в стране. Все башни замка строились из прочнейшего базальта и песчаника, добываемого неподалёку, относительно высокие для того времени стены в 20 метров достигали в толщину до четырёх метров, что делало замок неуязвимым даже для пушечных обстрелов. Своего рода гордостью замка являлась уникальная защита от наземных атак, прозванная неприятелями «дырой смерти». Дыра представляет собой шлюз над главными воротами замка, замаскированный под цвет стены.

В момент прорыва ворот или намеренного обмана врага, ни о чём не подозревающие пехотинцы получали на головы поток кипящей смолы, масла или груду острых камней. Путь к отступлению отрезала захлопывающаяся потайная решётка. Принцип действия «дыры смерти» показывается всем экскурсантам, чем вызывает регулярные аплодисменты. Кроме экскурсионного посещения замка здесь можно заказать прогулку по бухте, позволяющую рассмотреть стены крепости с разных ракурсов. Также внутри замка очень часто проводятся костюмированные постановки на тему жизни в средневековье. Принять участие в них, а также побыть в роли зрителя может любой желающий. Город Кэррикфергюс на данный момент полностью ориентирован на туристический бизнес, поток туристов со всего мира нельзя назвать колоссальным, но благодаря недорогим расценкам на местную инфраструктуру, определённый спрос есть. Среди посетителей города и замка немало россиян, что заставило местных предпринимателей создавать в сувенирных лавках печатную продукцию на русском языке – путеводители, буклеты, памятные книги о городе и истории замка.

Замок Эннискиллен относится к североирландским замкам, уцелевшим практически в первозданном облике. Расположен замок в графстве Фермана, что на границе с Ирландией, и является главной экскурсионной достопримечательностью данного региона. Несмотря на достаточно богатую историю, Замок Эннискиллен не имеет точной даты своего основания – все старинные документы были уничтожены за время многочисленных военных действий на территории графства. Тем не менее, официально принято считать, что замок основали в самом начале XV века шотландским кланом Магуайров.

Возведение замка обеспечило защиту всего графства от нападений враждебно настроенных соседей, и с этой целью крепкие стены и высокие смотровые башни справлялись прекрасно. В XVI веке территория замка стала эпицентром политических интриг, вылившихся в так называемую Девятилетнюю войну, когда противостояние Елизаветы I и испанской короны достигло своего апогея именно на территории Ирландии, которая использовалась Испанией в качестве военной базы. С того момента стратегическое значение замка увеличилось, и его несколько раз перестраивали, расширяя арсенал и количество казарм для воинского состава.

Начиная с XVII века замок полностью стал принадлежать Британской короне, и его начали использовать уже против многочисленных стычек с французами, конюшни и казармы, построенные в тот период, можно видеть и сегодня. Сейчас Замок Эннискиллен представляет собой огромный музейный комплекс, посвящённый многовековой истории графства Фермана. Среди нескольких десятков экспозиционных залов можно увидеть выставки, посвящённые, как военному делу Ирландии, начиная с XV века, так и частной жизни людей, проживавших в замке и его окрестностях. Кроме оружия, обмундирования и доспехов здесь можно увидеть предметы быта, мебель, одежду и многое другое.

Замок Данлюс – один из старейших замков Великобритании, находящийся в пяти километрах от небольшого города Портраш. В настоящее время территория замка – это находящиеся в относительно безопасном для посетителей состоянии руины, которые в свою очередь включены в список особо охраняемых государством исторических памятников. Основанный в XIII веке этот замок, долгие столетия служил неприступным рубежом, защищавшим побережье от нападений со стороны Атлантического океана. По скудным, сохранившимся до наших дней данным этот замок принадлежал нескольким богатейшим родам, но последние зафиксированные хозяева – это шотландский клан Макдоналдсов. Принадлежал замок этому клану вплоть до 1690-го года. Незадолго до этого же начались весьма трагические страницы в его истории.

В 1639-м году хозяевами замка был устроен званый ужин с гостями и музыкантами, в разгар веселья кухонный двор не выдержал массы собравшихся гостей и обрушился прямо в море, спастись удалось не всем. Оставшаяся часть кухонного двора сейчас огорожена от посещений в целях безопасности, но рассмотреть её можно с нескольких точек замка. Спустя полвека после этого трагического случая клан Макдоналдсов полностью разорился, а замок был отобран в качестве возмещения долгов. Величественную средневековую постройку не стали восстанавливать, её решили постепенно разбирать ради получения качественного стройматериала, из которого потом были созданы некоторые другие строения в окрестностях.

Включён в список исторических и архитектурных памятников Северной Ирландии замок был лишь в конце XIX века, с того же времени он становится популярным экскурсионным объектом. В настоящее время экскурсии по замку проводятся независимо от времени года, но попасть сюда можно только в сопровождении гида, услуги которого можно заказать в городе Портраш. Экскурсионный микроавтобус довезёт до замка за считанные минуты, а после обзорных лекций гости могут отправиться в свободную прогулку по окрестным территориям.

Виадук Крэйгмор

Это старинный железнодорожный мост, который находится около деревушки Бессбрук, что в графстве Арма. Местные жители называют свой мост «18 арок», построен он еще в 1852 году. Высотой с 14-этажный дом, виадук Крэймор представляет собой отличную площадку для того, чтобы полюбоваться окрестностями. Да и сами по себе его гранитные арки очень красивы.

Пещеры Марбл-Арч

Эти пещеры были открыты для посещения туристов сравнительно недавно - в 1985 году. В Северной Ирландии немало пещер и обычно они не вызывают большого интереса у путешественников. Однако пещеры Марбл-Арч - совсем другое дело! Под их сводами можно проплыть на лодке, что гораздо интереснее, чем просто гулять пешком.

Лох-Ней – крупнейшее озеро на территории Великобритании, одно из самых больших по площади пресных озёр в Европе. По факту Северной Ирландии принадлежит только 90% площади озера, южная его часть находится уже на ирландской территории. Лох-Ней называют главной пресноводной зоной возле Белфаста, хотя город отдалён на достаточно приличное расстояние в 30 километров. Несмотря на небольшую глубину – максимум в 31 метр – здесь очень много скважин для забора питьевой воды, использующейся, в том числе и в промышленных целях. Что же касается туризма, то путешествия к озеру пользуются стабильной популярностью среди гостей из других стран.

Для прогулки по берегу советуют выбирать ясный день, поскольку в период дождей и сильного ветра гладкая поверхность озера может стать местом самой настоящей бури. Вне зависимости от выбора обзорной точки для начала экскурсии, это место будет отличаться потрясающими видами одновременно строгой и по-своему уникальной ирландской природы. Весной на берегах озера можно увидеть прилетевших с зимовки белых лебедей. Местная легенда о возникновении озера снова относит нас к национальному герою Ирландии – Финну, известному также как Фингал.

Действие легенды относится к периоду регулярных сражений между ирландцами и шотландскими племенами. Финн, как в и большинстве преданий, предстаёт здесь могучим героем, способным управлять природой. Согласно старинному преданию, озеро Лох-Ней возникло на том месте, где Финн взял кусок земли, чтобы добросить её до Шотландии. Земля до Шотландии не долетела, а упала в том месте, где сейчас находится известный остров Мэн, так объясняется и его возникновение. Кроме национальных легенд Лох-Ней прославилось куда более мрачными историями.

За десятки лет изучения археологи со всего мира нашли подтверждение, что вокруг озера было несколько десятков языческих алтарей, где древние жители этой земли поклонялись самым разным божествам. Помимо этого, документально подтверждено, что в Средневековье на берегу озера священники устраивали казни еретиков, что не могло не сказаться на репутации этого места. Любители паранормальных явлений со всего мира приезжают сюда, чтобы зафиксировать что-нибудь необычное.

Жители же окрестных городов и деревень не слишком жалуют подобную репутацию озера и стараются не давать поводов для историй в сомнительных журналах.