Население токио на год составляет численность. Большой токио. Годовое изменение населения

О прошлом столицы Японии можно рассказывать долго и в самых живописных красках, но всей ее богатой на события многовековой истории всё равно не охватить, поэтому остановимся на самых ярких страницах почти 600-летней летописи Токио.

Датой основания города считается 1457 год, когда на его месте был построен самурайский замок Эдо, название которого переводится как «вход в залив». Весьма удобное расположение на равнине и на пересечении торговых путей, недалеко от залива, удобного для строительства портов, поспособствовало развитию поселения, впоследствии возникшего вокруг замка. Полутора веков хватило, чтобы город обрел большую значимость, за рамки регионального центра, однако, пока не выходя.

Превращение Эдо – населенный пункт тогда назывался так же, как и крепость – в главный город Японии связано с именем первого сёгуна Иэясу, происходившего из знатного рода Токугава. Свою власть на будущую столицу он распространил в 1590 году и стал весьма влиятельным лицом при дворе. Формально, после императора, он был второй по значимости фигурой на властном Олимпе, фактически же – правителем страны. Иэясу Токугава стал родоначальником целой династии, властвовавшей вплоть до 1867 года. Замок Эдо стал её резиденцией и оставался таковой вплоть до событий, вошедших в японскую историографию как «реставрация Мэйдзи». Во времена первого сёгуна в городе развернулось бурное строительство.


К середине XVIII века Эдо вошел в число крупнейших городов мира. Уже к началу 1790-х годов в нем, включая окрестности, насчитывалось более 1,3 миллиона жителей. Однако портовый статус этого фактически главного города тогдашней Японии использовался слабо, что грозило печальными последствиями национального масштаба. Эдо, да и вся Япония могли оказаться под оккупацией: первым звоночком стал «визит» в 1853-1854 годах американского командора Мэтью Пэрри. С началом так называемой «реставрации Мэйдзи» власти сёгунов из рода Токугава пришел конец, и в жизни страны произошли многие перемены, в результате которых островная империя встала на путь бурного промышленного роста. В 1869 году в Эдо переехал император со всем двором (до этого резиденцией главы государства был Киото), город переименовали в Токио, и он стал полноправной столицей.

Стремительная индустриализация за считанные десятилетия превратила новую столицу во флагман азиатской экономики. Страшное землетрясение 1923 года, во время которого имели место огромные разрушения и погибло очень много людей, казалось бы, отбросило Токио далеко назад. Только вот неунывающие японцы, привыкшие смотреть только вперед и идти по пути прогресса, быстро восстановили свою столицу. Катастрофические последствия для города имела и Вторая мировая война, точнее, ее завершающий этап. До 1944 года казавшаяся непобедимой Квантунская армия вела успешные боевые действия во всем тихоокеанском регионе. Но потом в войне случился коренной перелом, и над Токио стала кружить американская боевая авиация, сбрасывая на город смертоносные бомбы. В результате погибли сотни тысяч мирных токийцев, оставшиеся в живых укрывались в сельских районах страны.


После войны Токио начал быстро восстанавливаться, став ярчайшим образцом японского экономического чуда, о котором говорят до сих пор. Американцы город разбомбили – они же оказали большую помощь в его восстановлении в рекордные сроки. Заокеанские инвестиции сыграли не последнюю роль в стремительном росте промышленности. Столица Страны восходящего солнца буквально на глазах превратилась в ведущий мировой индустриальный центр – один из крупнейших в мире. Промышленная продукция, производимая здесь, в большинстве своем шла на экспорт.

Но ускоренная индустриализация имела и свою обратную сторону – негативную, проявившуюся целым рядом проблем. Впрочем, японцы не были бы японцами, если не смогли бы успешно решить хоть часть из них. В 1964 году Токио принимал у себя XVIII летние Олимпийские игры. Готовясь к грандиозному спортивному событию, токийцы построили сеть современных автобанов, благодаря которым движение на улицах нормализовалось. Высокоскоростная железнодорожная линия, связавшая столицу с Осакой , тоже появилась к Олимпиаде. Она стала прообразом современных магистралей, опоясавших всю страну.


Экономика Токио терпела не только взлеты, но и падения. Серьезным ударом по ней стал топливно-энергетический кризис начала 70-х годов прошлого века. Но, как говорится, нет худа без добра: экономика, встав на новые рельсы, начала подниматься с колен. В Токио большое развитие получили энергосберегающие производства и IT-технологии, а вот так называемая традиционная индустрия стала терять главенствующие позиции. Стало очевидно, что наукоемкие технологии – верный и беспроигрышный путь в будущее, к новым высотам и достижениям.

Этот путь развития остается приоритетным для столицы Японии и в XXI веке. В настоящее время Токио – крупнейший финансово-инвестиционный и информационный центр всего постиндустриального мира и безусловная столица «новой Азии». Этот статус в обозримой перспективе вряд ли будет им утрачен.

Достопримечательности

В отношении Токио часто употребляется эпитет «самый», и вполне заслуженно. О том, что это самый населенный мегаполис планеты, выше мы уже сказали. Добавим, что здесь самое протяженное в мире метро. А еще столица Японии – самая крупная агломерация на Земле по уровню ВВП и самый дорогой город. Только всё это вряд ли отпугнет пытливых путешественников. На самом деле Токио не такой огромный, каким может показаться на первый взгляд, а развитая сеть городского транспорта позволяет без труда по нему перемещаться, знакомясь с интересными достопримечательностями.

Одной из визитных карточек Токио является дворец императора Японии , расположенный в центре города и утопающий в густой зелени. Дворцовый комплекс, занимающий 7,5 км², со всех сторон окружают древние стены, рвы и каналы. Доступ к резиденции главы государства ограничен, если не считать того, что в определенные дни для посещения открывают Восточный парк, построенный в традиционном японском стиле. Экскурсии во внутренний двор дворца без посещения его самого обычно продолжаются 1 час 15 минут и организуются по предварительной записи. Аудиогид «разговаривает» на японском и английском языках. Самое лучшее время для посещения дворца – март-апрель, когда расцветают сакура и слива.



Под строгой охраной находятся личные императорские покои, скрытые от взглядов посторонних. О высоком статусе дворца говорит и то, что под ним запрещено прокладывать метро, а в небе непосредственно над ним не должна летать авиация. Самого императора Акихито, императрицу Митико и все правящее семейство подданные могут видеть дважды в год: в День рождения императора 23 декабря и 2 января, по случаю наступления Нового года. Августейшие особы приветствуют собравшийся на площади народ с балкона, за пуленепробиваемыми стеклами.



Со времен сёгуната в комплексе императорского дворца сохранились сторожевая башня Фусимиягура и стальной мост Нидзюбаси. В середине прошлого века здесь было построено здание, которое назвали на японский манер изысканно: Зал музыки Персикового сада. В его стенах проходят концерты как традиционной японской, так и классической музыки. Их величества известны как большие поклонники классики, к тому же сами играют на музыкальных инструментах. Вместе с нашими знаменитыми виртуозами Мстиславом Ростроповичем и Юрием Башметом император и императрица даже устраивали во дворце совместные выступления.

А теперь переместимся в один из самых известных, веселых и шумных районов Токио – Гинзу. Его название переводится как «монета» и он действительно на слуху у туристов. Стоит тут оказаться, как сразу становится понятно, насколько такое название подходит этому кварталу. Магазинов здесь бесчисленное количество, имеются популярные торговые центры, не говоря уже о кафе, ресторанах и клубах, цены в которых порой неоправданно завышены. Другими словами, Гинза словно специально создана для того, чтобы в вашем кошельке не задерживались деньги и перекочевывали в карманы владельцев всех этих торговых и развлекательных заведений. А получил же свое название квартал благодаря Монетному двору, где с XVII по XIX век чеканились японские серебряные монеты.

Главной улицей Гинзы является наполовину пешеходная Чуо. Движение по ней перекрывается с 14:00 до 17:00 по субботам и с 12:00 до 17:00 по воскресеньям. Одним из самых известных строений квартала является построенная в 1932 году башня Гинза-Вако, помещения которой занимают бутики с разнообразным ассортиментом и ювелирные магазины. Гинза известна и как место, где находится штаб-квартира флагмана мировой электроники – компании Sony. Увидеть последние модели телевизоров, фотоаппаратов и игровых приставок и познакомиться с новейшими разработками можно в многочисленных выставочных залах компании.

В самом сердце Гинзы находится популярный театр Кабуки-дза – один из самых необычных в мире, ставший для японцев предметом национальной гордости. Для этой умной нации названный храм Мельпомены стал настоящим эталоном, и что именно в нем так их цепляет, сказать трудно: возможно, богатые костюмы, а может – витиеватая смысловая нагрузка спектаклей или даже «сумасшедший» грим актеров. Театр рассчитан на 1964 зрителя, но билеты стоит покупать заранее, так как мест может не оказаться.



Все, кто любит автомобили и скорость, в Токио неизменно устремляются в выставочный центр Toyota Mega Web – главный автомобильный музей Страны восходящего солнца. Он же – шоу-рум всемирно известного концерна и фантастический парк развлечений. Для поклонников реально крутых тачек побывать здесь равносильно паломничеству к святому месту. Музей занимает несколько этажей огромного развлекательного центра Palette Town и знакомит посетителей не только с машинами прошлого, но и будущего. В Toyota Mega Web шесть постоянных выставок, на которых выставлены авто разных моделей, возрастов и дизайна.

Нескучно будет в Токио и детям, особенно в стенах местного Диснейленда – первого в мире, построенного за пределами Соединенных Штатов. Развлекательный центр тоже относится к популярным визиткам японской столицы. Он расположен в городе Ураясу, раскинувшемся на берегу Токийского залива, и занимает площадь почти в 47 гектаров. В Диснейленде несколько тематических зон: «Страна Фантазий», «Страна Приключений», «Город Мультяшек», «Страна Дикого Запада», «Страна Будущего» и самая маленькая из них – «Страна Зверюшек». В центре развлечений имеется своя развитая туристическая инфраструктура: отели, магазины, рестораны, парковки. Для удобства перемещения между объектами последние соединены между собой монорельсовой железной дорогой. В Диснейленде каждый день вечером можно наблюдать фееричное шествие всех персонажей, и сопровождается это действо музыкой и фейерверк-шоу.


Не только взрослым, но и детям обязательно понравится в музее аниме-студии Ghibli, название которого японцы произносят так: «Джибури». Это одна их крупнейших студий анимационного кино, основанная еще в 1985 году, у ее истоков стоял легендарный Хаяо Миядзаки. Поклонники аниме найдут в стенах заведения всё, от чего встрепенется их сердце, а именно няшных героев с характерными для них большими глазами и кавайными мордочками. Единственное, что расстраивает туристов, так это трудности с удаленным приобретением билетов по почте у международных представителей Ghibli. Остается второй вариант: за несколько дней до запланированной даты посещения музея загляните к билетным автоматам Loppi, которые установлены в магазинчиках Lawson. Если не знаете японского, возьмите с собой проводника. Автомат подскажет, какие дни свободны, и выдаст заветный билетик.

Еще один популярный музей Токио посвящен Маленькому принцу, всемирно известному герою произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Что ни говори, а японцы действительно удивительная нация: кто бы мог подумать, что им придет в голову создать музей именно этого литературного персонажа, где, кстати, представлены подлинные письма и фотографии автора. При музее даже есть свой парк, экспозиция которого настолько продумана до мелочей, что гулять по нему одинаково приятно и комфортно в любое время года.

Продолжая знакомить вас с токийскими музеями, не можем обойти вниманием еще два из них – Музей Мирайкан и Музей метро. В первом, имеющем статус национального, в игровой и интуитивно понятной форме предлагается заглянуть в закулисье таких фундаментальных наук, как биология и физика, информатика и космонавтика, а также робототехники. Здесь разрешается не только смотреть, но и трогать руками, погладить, покрутить, поскрести и, конечно, повключать. Если вы знаете английский, затруднений с усвоением новой информации у вас не возникнет. А вот во втором из названных музеев можно в полной мере ощутить ритм огромного мегаполиса, познакомившись с его нравами и обычаями. Грандиозный Музей метро воспроизводит подземный мир Токио, где протекает большая часть жизни горожан, максимально точно. В его стенах иностранцам помогут разобраться в запутанной схеме метрополитена, обучиться особенностям местного общения и этикета.


Теперь самое время отправиться в один из самых известных в Токио храмов Мельпомены, в Национальный театр но. Главным его сокровищем считаются персонажи в масках всех мастей – добрых и страшных, злых и веселых. Во время спектакля им аккомпанируют хор, флейта и барабаны, дополняя и без того впечатляющий эффект от посещения самобытного заведения. Театр но, зародившийся еще в XIV веке, находится в районе Сибуя. В своих постановках, длящихся от 3 до 3,5 часов, он знакомит зрителя с забавными и порой полными трагизма историями из жизни богов, демонов, духов и простых смертных. Среди последних встречаются как буддистские монахи, так и безжалостные убийцы.


В Токио множество чудесных садов, и одним из самых известных является сад Хаппо-эн. Весной эти уголки природы усыпаны цветами сакуры, а осенью начинают походить на старинные японские гравюры, любоваться которыми можно бесконечно долго. Название «Хаппо-эн» хоть и созвучно прочно вошедшему в русский язык выражению «хэппи-энд», однако переводится оно как «Сад восьми пейзажей». Подобрано оно не случайно, хотя бы потому, что в японской традиции цифра «8» символизирует счастье. А почему пейзажей именно столько, становится понятно при посещении этого уютного оазиса, раскинувшегося посреди бетонных джунглей столицы Японии: с какой стороны на него ни посмотри – он прекрасен!


В завершение нашего краткого обзора достопримечательностей Токио приглашаем вас на искусственный остров Одайба, который в прошлом был огромной мусорной свалкой. Сегодня об этом периоде его истории ничего не напоминает. Одайба, его еще называют «островом будущего», впечатляет обилием футуристических объектов и идеальными чистотой и порядком. Будучи новым районом Токио, отвоеванным предприимчивыми японцами у океана, этот клочок суши стал ярким воплощением местной изобретательности и трудолюбия.

В 1990 году мэрия распорядилась начать тут жилищное строительство, и в последующие два десятилетия Одайба превратился в излюбленное место отдыха токийцев и гостей города. Одайбу называют «воплощенным чудом», и чудеса начинаются уже на подходе к нему, когда поезд Yurikamome, управляемый автоматикой, делает петлю над заливом, прибывая к месту назначения по двухэтажному мосту Rainbow Bridge. На острове находятся грандиозное здание штаб-квартиры телекомпании Fuji Televizion и впечатляющее размерами и архитектурой здание выставочного центра Tokyo Big Sight. Кстати, упомянутый выше Музей Мирайкан тоже находится на этом острове.

Японская кухня: что и где попробовать в Токио?

Если вы вообще не знакомы с азиатской кухней и с японской в частности, она может вас на первых порах шокировать. Ведь в основе многих блюд – сырая рыба, какие-то странные водоросли, не говоря уже о прочих обитателях морских глубин, которые едва ли не шевелятся на тарелках – кажется, что не ты их сейчас съешь, а они тебя. Хотя многие вариации на тему японской кухни – суши, роллы и сашими – мы имеем возможность пробовать и у себя в России , однако узнать вкус настоящей японской кухни можно только на ее родине, и Токио открывает в этом плане отличные возможности.

Истинно токийским угощением является «мондзя-яки». Его готовят из капусты в сочетании со сладкой кукурузой и сушеными кальмарами. Всё это «богатство» прямо на раскаленной плите заливают жидким тестом. На выходе получается некая смесь блина и пиццы, по виду несколько напоминающая привычный для россиян омлет. Еще одна японская вкуснятина – это «фукагава-мэси». Готовится блюдо просто: жирных моллюсков помещают в мисо (густую пасту, получаемую в процессе ферментации риса, соевых бобов, пшеницы или их смеси с помощью специальных плесневых грибов) и отваривают прямо в раковинах с добавлением лука-порея. Подается оно обычно к супу вместе с рисом.

Для быстрого перекуса на улице подойдет еще один японский аналог пиццы – «окономияка», лепешка, начиненная соусом, лапшой, кусочками мяса, овощей и морепродуктами. Наверняка вам понравятся и местные каштаны, только раньше осени отведать их не доведется. В конце сентября – начале октября в Токио проходит фестиваль каштанов. Это красочное действо сопровождается национальной музыкой, выступлениями артистов, показами разных театрализованных представлений.


Одним из символов Японии является рисовая водка – саке. В районе станции метро Toranomon находится информационный центр Sake Plaza, где в легкой и расслабляющей обстановке вам расскажут об истории легендарного напитка и, конечно, позволят продегустировать лучшие его сорта.

Но вернемся к блюдам национальной кухни и ответим на вопрос, где в Токио их можно попробовать. В городе есть магазинчики «конбини» – их можно найти буквально на каждом углу. Местная кухня представлена в них в широком ассортименте. Здесь вы найдете и сэндвич-ролы, и японский вариант комплексного обеда, он называется «бэнто», и разные салаты, напитки и даже обыкновенные бутерброды. Имеются и специализированные торговые точки: «бэнто»-магазины, магазины «карри» и «лапшичные».




Много в японской столице и ресторанов быстрого питания, включая знаменитые американские McDonald"s и KFC, а также исключительно местные First Kitchen, Freshness Burger, MOS Burger и Lotteria. В заведениях под вывесками Matsuya, Ootoya и Yoshinoya вас будут потчевать исключительно традиционной кухней. Неплохой выбор национальных блюд можно найти и в заведениях «изакайя». Сказать, что это бары? Нет. Рестораны? Тоже не скажешь. Скорее, они нечто среднее.

Кстати, в Токио множество ресторанов, которые могут похвастаться тем, что удостоены мишленовских звезд – для настоящих гурманов и эстетов отобедать в таком признанном заведении считается за честь. Среди них выделим один из лучших суши-ресторанов Tsukiji, а Akasaka, Ginza и Roppongi Hills порадуют вас отличным выбором блюд японской кухни.

Что касается цен, то в этих заведениях они кусаются. Ужин в дорогом ресторане обычно обходится в 2000-2500 иен, и это на одного человека. Ну, а в действительно фешенебельном заведении за ужин на одну персону придется заплатить от 10 до 20 тысяч JPY. В «обычных» токийских кафе и ресторанах посетителям предлагают комплексные обеды, сочетающие японские и западные блюда, которые обходятся от 700 до 1000 иен. В самых дешевых кафе тарелка суши стоит от 100 JPY. В тех же, где уровень обслуживания повыше, набор суши и роллов обойдется в 800-1500 иен.


Шоппинг в Токио

Самым известным шоппинг-районом столицы Японии является уже упомянутая Гинза. Он же самый старый, появившийся еще в 1612 году. В те далекие времена тут торговали в основном ювелирными изделиями. В наши дни в этом квартале сосредоточены магазины, отовариваться в которых могут себе позволить далеко не бедные люди. Самый большой на всю планету бутик Chanel находится именно в этом районе. Три популярных супермаркета Mitsukoshi, Matsuya и Matsuzakaya, торгующие товарами только национальных брендов, тоже находятся здесь.

Если хотите суперсовременный компьютер, крутой гаджет, ноутбук или любую другую компьютерную и бытовую технику, не проходите мимо района Акихабара. Таким товаром торгуют популярные в этом квартале магазины Nishikawa Musen и LAOX. Достаточно сказать таксисту «волшебные» слова Akihabara Electric Town и он сразу поймет, куда вам надо. А те, кто добирается на общественном транспорте, должны ориентироваться на указатель Akihabara Station.

Молодежь, у которой новые гаджеты уже есть, но нужно обновить гардероб, устремляются в район Сибуя. Молодежная одежда представлена в местных магазинах не только известными мировыми брендами, но и изделиями японских производителей. Этот торговый район славится своим большим торговым центром «109» и универмагами Seibu и Kimuraya, а еще тем, что здесь находится памятник знаменитому Хатико – псу породы акита-ину, являющейся в Японии символом верности и преданности. Немало магазинов, открытых европейцами и американцами, находится в квартале Омотесандро, что рядом с Сибуя. Вот названия некоторых из них: Morgan, Zara, H&M, Benetton.

Шопоголики из числа молодежи не обходят вниманием и район Харадзюку, где тоже много магазинов именно для этой возрастной категории. Не только сами японцы, но и молодые представители других субкультур, даже самых экзотических, могут найти себе одежду по душе. Недорогую одежду можно отыскать и в столичном пригороде Минами Мачида, который может похвастать самым крупным в масштабах Токио шоппинг-моллом. Он называется Grandberry Mall.

Завершим же наш небольшой обзор торговых возможностей столицы Японии виртуальным походом на самый крупный в мире рыбный рынок Цукидзи. Прилавки тут ломятся от всевозможных видов и размеров рыб и других даров моря, на которые так богата эта самобытная страна. От такого изобилия не только глаза разбегаются, но и голова начинает идти кругом. Немного, что называется, прийти в себя можно в кафе или ресторане, которых на территории рынка находится множество. История Цукидзи, расположенного в одноименном районе Токио, берет свое начало с далекого 1923 года. Рынок условно делится на две части: так называемый «внутренний», где обычно закупаются оптовики, и «внешний», где помимо богатого ассортимента можно даже приобрести кухонную утварь. На территории «внешнего» рынка имеются разные рыбные забегаловки и рестораны.

Туристам на заметку

Японские магазины, и столичные не исключение, работают без выходных и перерывов на обед. Открываются в 10 утра и принимают покупателей до 7 вечера. Бутики «просыпаются» на час позже и на столько же позже закрываются.

Иностранцы обычно везут из Токио такие сувениры, как классическое японское кимоно, палочки для еды, пиалы, куклы самураев, фарфоровые изделия. В тренде и наборы для каллиграфии. Из продуктов питания, как правило, останавливаются на сушеных осьминогах и кальмарах, сладостях и японском зеленом чае.

В Токио, как и во всей стране, торговаться не принято, поэтому даже не пытайтесь уговорить продавца скинуть озвученную им цену. Сэкономить получится разве что на распродажах, которые проводятся в конце каждого сезона. Самые грандиозные скидки ждут покупателей до и после Нового года, то есть с середины декабря до середины января.

Система беспошлинной торговли, известная как Tax free, действует и во многих столичных магазинах. Если стоимость покупки в торговой точке, участвующей в системе, превысит 10 тысяч иен, то вы освобождаетесь от уплаты НДС в размере 5%. Причем эту разницу вам могут вычесть прямо в магазине, вклеив в загранпаспорт подтверждающую квитанцию, которую потом заберет таможенник в аэропорту.

Транспорт в Токио

Как и любой другой крупный мегаполис, японская столица буквально задыхается от частых пробок, поэтому и сами токийцы, и гости города предпочитают метро. Только вот особого комфорта вы не почувствуете, так как подземкой пользуется почти 9 миллионов пассажиров в день – представить, в какой толчее вы окажетесь, будет нетрудно.


Особенно нелегко придется новичкам. Как разобраться в разноцветных линиях метро? Их ни много ни мало целых 13, а станций почти три сотни! Есть еще линии JR, несколько частных веток. Но паниковать не следует. Для начала старайтесь ехать по круговой ветке JR Яматэ, которая окольцовывает центральную часть Токио. Ее преимущество – наличие стыковочных станций практически с каждой важной линией. Полный круг по времени занимает примерно час, поэтому до любого района вы доберетесь быстро и без сложностей. Ну и, конечно, вам в помощь будут карты и современные навигаторы.

К услугам тех, кто не хочет «связываться» с метро, городские автобусы. Маршруты проложены таким образом, что удачно связывают между собой разные станции подземки. Неудобство лишь в том, что автобусы делают много остановок у станций, и за один раз с одного конца города до другого не доедешь. Курсируют в Токио и трамваи, но только по одной линии, она называется Аракава. Пролегает маршрут по старым городским кварталам, проходя примерно за час около 13 километров. Стоимость билетов на автобус и трамвай, соответственно 200 и 160 иен. Можно взять проездной на день, он обойдется вам в 500 и 400 JPY.

Токио вполне можно назвать и городом велосипедистов, так как сеть велодорожек тут развита хорошо. Любителей двухколесного транспорта хватает как среди местных жителей, так и приезжих. Садясь за руль велосипеда, помните, что весьма кстати будет опыт маневрирования, поэтому если вы новичок, то лучше не спешите вливаться в плотный поток велосипедистов. Столица Японии расположена на холмистой местности, что тоже усложняет прогулки на двухколесном «коне»: уж лучше прокатиться по ровным дорожкам какого-нибудь парка. Арендовать велосипед можно в туристических точках проката, но это дорого. В два-три раза дешевле, всего за 500-800 иен, предлагают прокат многие мини-отели и хостелы.

Япония , в отличие от России , в правилах дорожного движения придерживается не Венской, а Женевской конвенции, так что наши отечественные права тут всего лишь ничего не значащие бумажки. Их, конечно, можно легитимизовать, но вас ждет некоторая волокита. Во-первых, документ нужно перевести на японский язык. Во-вторых, сдать местный экзамен по ПДД. В-третьих, у вас проверят практику вождения и потребуют справку о состоянии зрения. И уж вам решать, стоит ли проходить через все эти бюрократические проволочки.

Многие решают для себя, что не стоит, поэтому выбирают такси. Но и тут есть свои плюсы и минусы. Из положительного выделим то, что на авто с шашечками можно добраться до любого района Токио в любое время суток. Из минусов же следует отметить большие расстояния и частые пробки, которые крадут ваше время и выливаются в высокую стоимость поездки. Только посадка и первые 2 километра обойдутся пассажиру в 650 иен, а то и больше. За каждый следующий километр придется доплачивать по 300 иен. Ночные тарифы выше на 30%, но зато в это время суток дороги свободнее и доберетесь быстрее.

Связь и Интернет

Чтобы в Токио не возникло проблем со связью, позаботьтесь об этом заранее, скачав в свое мобильное устройство приложение Japan Connected-free Wi-Fi. Как вариант, можно воспользоваться удобным сервисом Free Wi-Fi Japan от NTT EAST, который иностранцы уже успели оценить по достоинству.

Эти несложные манипуляции обеспечат вам постоянный доступ к сети и освободят от необходимости покупать дорогие карты доступа и арендовать местные телефоны или аппараты для подключения к мобильному Интернету, которые дешевыми тоже не назовешь.

Отели и проживание

В Токио самые фешенебельные отели сосредоточены, в частности, в районах Акасаке и Синдзюку. Роскошные номера с прекрасными видами из окна и обслуживание на высшем уровне – всё это вы найдете здесь. Стоимость за проживание умеренной не назовешь: полулюкс обойдется вашему бюджету в 57 тысяч иен, а представительские апартаменты – в 180 тысяч.

Единственный минус супердорогих гостиниц – отсутствие экзотики. За национальным колоритом отправляться нужно в рёканы, гостиницы с интерьером в национальном стиле, которые сами по себе являются достопримечательностями Японии . Дверцы в них бумажные, на полах вместо ковров постелены циновки-татами, вместо кроватей только матрасы. Ночь в добротном столичном рёкане будет стоить от 10 до 16 тысяч иен. Многие стандартные отели, зная об интересе туристов ко всему японскому и необычному, для приманки добавляют в название своего заведения слово «рёкан». На самом же деле духом старины и национальными традициями в таких заведениях даже не пахнет, поэтому не теряйте бдительность и на обман не покупайтесь!Японию . Что ни говори, а такие оригинальные гостиницы – действительно чудо местной инженерной, архитектурной, туристической и прочей мысли. Пребывание в капсульном отеле напоминает ночевку на верхней полке купе поезда. В принципе, очень удобно. Единственный недостаток – ограниченное пространство, поэтому для страдающих клаустрофобией подобный вариант гостиницы противопоказан. Капсульные отели в большинстве своем различаются по гендерному признаку, то есть одни принимают только мужчин, другие – исключительно женщин. Есть, правда, и смешанные, для представителей обоих полов. Их в основном предпочитают семейные или просто влюбленные пары. Во сколько обойдется ночное «заключение» в капсуле? Удовольствие в сравнении с другими гостиницами недорогое, от 2000 до 2700 иен.

Популярны в Токио также хостелы и гостевые дома, в основном среди европейской и американской молодежи, путешествующей целыми компаниями. Если вы любите тишину и покой, соседство с такими группами принесет вам дискомфорт, так как, оторвавшись от родного дома, молодые люди любят шумно веселиться, а то и побуйствовать.

Как добраться

Токио связан с Москвой авиасообщением. Самолеты S7 из столицы России отправляются сюда четырежды в неделю. Самый дешевый билет обойдется туристу в 770 долларов, в воздухе он проведет около девяти с половиной часов.

Дешевле, от 273 USD в один конец, летать самолетами «Аэрофлота». Прямые рейсы в Токио осуществляются ежедневно. Тех, кто вылетает из Санкт-Петербурга , ожидают пересадки. Лучшее ценовое предложение «Аэрофлота» из Северной столицы – примерно 300 долларов. Время в пути составит 14 часов.


Самолеты S7 летают также из Владивостока (трижды в неделю) и из Хабаровска (два раза в неделю). Учитывая географическую близость, время в пути составит около 2 часов 30 минут. Самый бюджетный билет обойдется пассажиру, если он путешествует налегке, в 220 USD. С багажом дороже: 250 долларов.

Авиакомпании «Аврора» и «Якутия» осуществляют раз в неделю рейсы в Токио из Южно-Сахалинска. Стоимость билетов – от 290 и от 246 долларов соответственно. На борту самолета вы проведете два с половиной часа.

Если вы уже находитесь в Японии , но далеко от столицы, в Токио также лучше добираться на самолете – получится быстрее. Например, из Саппоро вы долетите всего за полтора часа. Стоимость билета зависит от перевозчика: местный лоукостер (так называют бюджетные авиакомпании) Peach просит 4950 иен. Дороже, но незначительно, свои услуги по доставке пассажиров оценивает глобальный «бюджетник» AirAsia.

Из префектур (провинций) и городов, расположенных по соседству с Токио, проще будет добраться до столицы на автобусе. Сеть дорог развита хорошо, но вот незадача: можно попасть в пробку, и сколько в ней пробудешь, предугадать невозможно. Быстрее и надежнее, но дороже, добираться на железнодорожном транспорте. Так, за поездку на высокоскоростном поезде, его еще называют «пулей», придется выложить почти 17 тысяч иен. В любом случае, окончательный выбор – автобус или поезд – остаётся за вами.

Дибилы! В Токио 13 000 000чел.!! Токио занимает самые низкие места среди префектур Японии по количеству населения, занятого в сельском хозяйстве и размерам пахотных земель. Помимо столицы и крупнейшего города Японии, Токио также является одной из сорока семи префектур страны. Официально Токио является не городом, а одной из префектур, точнее, столичным округом (яп.都то?), единственным в этом классе.


Хотя район Токио населяли племена ещё в каменном веке, активную роль в истории город стал играть сравнительно недавно. В настоящее время Токио продолжает развиваться, это заметно при сравнении фотографий начала 90-х годов с нынешними спутниковыми картами. Токио - убедительный пример взаимосвязи между ростом городов и климатом. В Токио часто приходят тайфуны, хотя сильных из них - единицы. Токио включает в себя двадцать три специальных района, которые до 1943 года входили в состав города, но в настоящее время это отдельные самоуправляющиеся муниципалитеты, каждый с мэром и советом.

В дневное время население увеличивается более чем на 2,5 млн работников и студентов, приезжающих из соседних областей. По состоянию на 2005 год, токийцы старше 64 лет составляли около 20 % населения. Однако количество иностранцев, работающих и проживающих в метрополии, невысоко. По состоянию на 1995 год трудоспособное население Токио составило более 6,3 млн человек. Роль шелководства и скотоводства в первичном секторе экономики Токио мала. После 1965 года производство резко сократилось.

Отдельной отраслью лесничества, популярной в Токио, является разведение грибов сиитаке

Расположен в юго-восточной части острова Хонсю, на равнине Канто в бухте Токийского заливаТихого океана. Его территория, помимо части острова Хонсю, включает в себя несколько мелких островов к югу от него, а также острова Идзу и Огасавара.

Штаб-квартира правительства находится в Синдзюку, который является муниципальным центром округа. В Токио также находится государственное правительство и императорский дворец Токио (также используется устаревшее название - токийский императорский замок) - главная резиденция японских императоров. В результате реставрации Мэйдзи в 1868 году произошло свержение сёгуната и восстановление императорской власти.

С 70-х годов Токио захлестнула волна рабочей силы из сельских районов, что повлекло за собой дальнейшее развитие города

Во второй половине XIX века стала бурно развиваться промышленность, затем и судостроение. Только при воздушном налёте в ночь на 8 марта 1945 года погибли более 80 000 жителей. После войны Токио был оккупирован американскими военными, во время Корейской войны он стал крупным военным центром. Последовательно претворяются в жизнь проекты по созданию искусственных островов.

Климат Токио является субтропическим мусонным. Количество жителей Токио влияет на климат. Лето в Токио из-за влияния остывшего за зиму океана наступает сравнительно поздно - только к маю. Оно длительное, жаркое и очень душное из-за высокой влажности, и заканчивается только к ноябрю. Между 2000 и 2010 годами население метрополии выросло на 9 %. Основной причиной роста остаётся постоянный наплыв переселенцев из других префектур. Это связано с постепенным спадом рождаемости в 1960-х годах, вызванным изменением традиционно японских семейных ценностей.

2215 человек были старше 100 лет. Половое соотношение также изменилось в конце 1990-х. Если в течение ХХ века в столице преобладали мужчины, то с 1998 года они уступили численностью женщинам. Токио считается крупным международным центром. Токио является главным экономическим центром Японии. Основу хозяйства метрополии составляют отрасли вторичного и третичного секторов экономики.

0,5 % трудоспособных лиц были заняты в первичном секторе, 25,7 % - в вторичном, а 72,1 % - в третичном. По уровню развития отраслей этого сектора столица занимает последнее место в Японии. После Второй мировой войны Токио занимал первое место по уровню промышленного производства, но по состоянию на 2005 год опустился до восьмого.

По состоянию на 1994 год доходы Токио от деятельности отраслей этого сектора составляли около трети от деятельности всех японских компаний сектора. По состоянию на 1995 год в столице насчитывалось 10 367 семей, которые обрабатывали 8 408 гектаров пахотных земель.

На одну семью или хозяйство приходилось в среднем 0,59 га земли. Большая часть сельскохозяйственной продукции выращивается в горном районе Окума и отдаленных островах, а меньшая - на приусадебных загородных участках. Лесничество, заготовка древесины и деревообработка развиты в горах Окутами. Основными породами дерева являются криптомерия и туполистный кипарисовик. Так, по количеству лесных хозяйств Токио занимало 10 место из 47 префектур, а по количеству добычи древесины - лишь 42.

По состоянию на 1994 год в столице насчитывалось 35 512 компаний вторичного сектора, на которых было занято около 667 тысяч человек

Крупные заводы были размещены, в основном, за пределами столицы, в прибрежной полосе между Кавасаки и Иокогамой. Основной отраслью промышленности Токио является машиностроение. Её предприятия контролируют 50 % японского рынка. Очаги этих двух отраслей расположены в районах Ота, Синагава, Мэгуро и Итабаси. Отдельную важную роль в системе вторичного сектора экономики столицы играет легкая промышленность.

Во время первой национальной переписи 1920 года в столице проживало менее 3,7 миллиона человек, а в 1962 году население Токио достигло 10 миллионов. С середины 1990-х годов население Токио быстро и неуклонно стареет. 1-го сентября 1923 года в Токио и окрестностях произошло крупнейшее землетрясение (магнитуда 8-9 по шкале Рихтера). Несмотря на это, Токио остается национальным лидером по количеству промышленных предприятий и лиц, занятых в промышленном производстве.

Столица Японии, как ни удивительно, является одним из самых молодых городов страны - его основание относят к 1457 году. Завершение строительства небольшого замка Эдо дало начало городу, который за несколько сотен лет превратился в Токио - пульсирующую, как вена, и никогда не спящую столицу государства. И, несмотря на то, что город пережил с огромными потерями сильнейшее землетрясение Канто в 1923 году и практически с такими же потерями Вторую мировую войну, он выжил, отстроился заново и сейчас является крупнейшей по экономическим показателям столицей в мире. Это один из самых быстроразвивающихся мегаполисов, при этом сочетающий в себе черты старины и современности. В тени огромных небоскребов можно увидеть крошечные домики, чудом сохранившиеся после разрушений, и маленькие узкие улочки, которые не имеют даже названий.

Сейчас Токио – центр наукоемких и высокотехнологичных предприятий, где производится большая часть электронного оборудования Японии, и располагаются офисы многих иностранных организаций. Стоит отметить, что столица Японии является одним из трех мировых финансовых центров наряду с Нью-Йорком и Лондоном – здесь находится одна из крупнейших в мире фондовых бирж.

Транспорт Токио

Японская столица является крупнейшим в стране транспортным узлом - сюда сходятся несколько скоростных автострад и три линии высокоскоростной железной дороги, имеется сеть метрополитена и наземных электропоездов, а также два международных аэропорта и морской порт.

Токийский метрополитен является самым загруженным в мире – ежегодно его услугами пользуются порядка 3,174 миллиардов человек. Метро Токио насчитывает 13 линий и 274 станции. Минимальная стоимость проезда составляет примерно 160-170 иен, то есть около 65-70 рублей.

Кстати, кое-что любопытное о метро города Токио можно узнать здесь:


Достопримечательности Токио

В огромном мегаполисе, где круглосуточно царствуют высокие технологии, и головокружительный ритм жизни не дает перевести дух, местные жители свято чтят национальные традиции и особенности. Токио одновременно знаменит древними памятниками восточной архитектуры и современными достопримечательностями, уникальными творениями технической мысли. К примеру, совсем недавно в городе была открыта новая телебашня Tokyo Sky Tree – это поэтичное название в переводе означает «небесное дерево Токио». Конструкция высотой 634 метра является самой большой телекоммуникационной башней мира.



Наиболее интересной из «традиционных» достопримечательностей Токио является, пожалуй, Императорский дворец - целый комплекс зданий и сооружений, первые постройки которого были заложены еще в 16 веке. Это официальная резиденция правителей Японии, сегодня здесь располагаются апартаменты действующего императора страны Акихито и его родственников.



Излюбленным местом отдыха токийцев являются парки, среди которых особое место занимает парк Уэно – своего рода культурная Мекка японской столицы. На территории паркового комплекса расположены несколько крупнейших музеев, в том числе Токийский национальный музей, концертный зал, крупнейший городской зоопарк и главный корпус Токийского университета искусств. К слову, в Национальном музее собрано порядка 90 тысяч экспонатов, среди которых удивительные образцы японского искусства, ценнейшие археологические находки, предметы быта древних жителей Японии и многое другое.

Популярным местом для прогулок и шопинга у местных жителей и туристов является улица Гиндза, словно гигантская витрина протянувшаяся на 1200 метров. Здесь расположены наиболее известные магазины, торговые центры и популярные рестораны. Однако стоит отметить, что совершать покупки на Гиндзе – удовольствие далеко не из дешевых.


Токио - столица Японии, и в то же время префектура, которая располагается на равнине Канто на Тихоокеанском побережье одного из главных островов страны Хонсю. Эта префектура состоит из 26 городов, 23 специальных районов, 8 деревень и 7 поселков. Острова Огасавара и Идзу включены в ее состав. Площадь этой префектуры составляет более двух тысяч квадратных километров. Площадь же самого города Токио - 615 квадратных километров.

Токио не всегда был столицей Японии. Эта страна много раз меняла свои главные города, императоры часто переезжали с одних резиденций в другие, передавая городам столичный статус. Столицами Японии были Киото, Нара, Асука, Фудзивара. Токио до 1869 года имел название Эдо, это очень древний город, который долгое время был маленьким и считался захолустным. Его основали в 12 веке нашей эры.

Ночной Токио

Сегодня население города составляет более 12 миллионов человек. Это крупный мировой мегаполис, развитию которого способствовала правильная и удобная инфраструктура транспорта. Здесь располагается два международных аэропорта и большой морской порт. Через город проходят скоростные поезда Синкансен и автострады с эстакадами и многоуровневыми развязками. 25 миллионов человек пользуются услугами токийского транспорта каждый день.

Уже несколько десятков лет выражение «Сделано в Японии» является своеобразным символом качества. Японское производство отличается надежностью и безупречностью. Именно правильно организованные процессы производства, а также современные технологии и изыскания помогли добиться такого успеха. Этого позволили добиться токийские научные центры и университеты. Сегодня Токио - крупный культурный и научный центр всей страны. В нем находятся самые старые университеты Японии - Кэйо, Васэда, Токийский, Хосэй. Здесь также много галерей, частных и государственных музеев. Токийский национальный музей хранит 85 тысяч различных произведений искусства.

В последнее время Токио включают в список самых крупных финансовых центров мира. Токийская фондовая биржа по объемам операций сравнивается с биржами Лондона и Нью-Йорка.

Как и многие другие крупные восточные города, Токио - город контрастов. Оставшиеся со старых времен узкие улочки и типично японская застройка соседствуют с фешенебельными кварталами, застроенными небоскребами. В городе очень много парков и скверов - японцы боготворят природу, приходят любоваться цветущими деревьями. В парках Токио располагается огромное количество буддийских и синтоистских храмов.

География Токио

Токио расположен почти в самом центре Японского архипелага, на юге района Канто. К востоку от города находятся префектуры Тиба и Эдогава, на западе - префектура Яманаси, на юге - Канагава и Тамагава, на севере - Сайтами. Токио считается самой большой агломерацией в мире (агломерация насчитывает 33 миллиона человек, то есть четверть всего населения Японии).

Японские острова отличаются повышенной сейсмической активностью. Токио пережил множество землетрясений, некоторые из них были очень сильны. Например, во время землетрясения 1923 года 142 тысячи человек погибли. А маленькие землетрясения, до двух баллов, происходят почти каждую неделю.

Самая большая гора в Токио - Кумотори, высотой чуть больше двух тысяч метров. Есть еще горы Одако, Такасу и Митак. Самое большое озеро на территории города - Окутама, расположенное на реке Тама.

Определить самый населенный город в мире ежегодно пытаются демографы и географы разных стран. Сделать это не так просто, поскольку численность населения того или иного города меняется чаще, чем проводятся статистические исследования. Расскажем подробнее о семи наиболее населенных городах мира.

Человечество уже более века живет в условиях урбанизации. Ученые подсчитали, что к 2019 году из семи миллиардов человек на Земле около 7% живут в мегаполисах - крупных городах, чье население превышает 10 млн человек.

Определить, какой самый большой город в мире по населению, ученым не просто, поскольку необходимо четко определить, что такое город. Многие большие города давно слились с окраинами, образовав агломерации - скопления населенных пунктов без четких административных границ.

Вот самые населенные города в мире:

Токио

Токио, население которого, по данным 2019 года, составило более 38 млн человек - самый большой город в мире по населению. В нем проживает людей больше, чем во всей Канаде или азиатской части России. При этом Япония, по данным 2019 года, является лишь 10-й в мире страной по численности населения.

Токио занимает первые места в списках крупных и густонаселенных городов мира не в последнюю очередь благодаря сложной административной структуре.

Исторический Токио составляют 23 специальных муниципальных района. Они входят в префектуру Токио, состоящую из 26 городов, четырех округов, уезда и прилегающих островов.

Токио настолько большой город, что температура в нем выше на несколько градусов, чем в прилегающих районах из-за скопления людей и работающей техники.

Токийским метро, согласно статистике, ежегодно пользуются 3,2 млрд человек. Муниципальные власти платят зарплату осия (в переводе ‘толкатель’) - служащим, задача которых затолкать пассажиров в вагон метро так, чтобы дверь закрылась.

При этом Токио расположен в сейсмически нестабильной зоне. Здесь ежегодно фиксируют полторы сотни землетрясений.

В Токио проживает больше всего иностранцев, находящихся в стране. Это около 551 тыс. человек.

Дели

Индия - вторая страна мира по численности населения. Здесь проживает 17,5% жителей планеты. Не удивительно, что индийская столица входит в число самых населенных городов мира. Здесь проживает, по данным 2019 года, более 29,3 млн человек, что в 1,5 раз больше, чем в Москве. Площадь индийской столицы в 660 раз больше, чем территория Монако.

Дели - город с высоким темпом естественного прироста населения. По прогнозам за десять лет число городских жителей вырастет на 10 млн. Жители Дели говорят более чем на 20 языках.

Столица Индии административно делится на девять округов и находится под совместным управлением федерального правительства и местного муниципалитета.

Дели не только густонаселенный, но и один из наиболее неблагополучных в экологическом плане городов. В 2014 году Всемирная организация здравоохранения признала его самым загрязненным мегаполисом планеты.

Шанхай

По статистике 2019 года Китай продолжает сохранять первенство среди стран мира по количеству населения. Здесь проживает 18,1% жителей Земли. Поэтому сразу несколько городов страны входят в списки наиболее населенных. Лидером среди них является Шанхай.

Здесь проживает 26,3 млн человек. Помимо численности населения, городу принадлежат еще несколько рекордов. Здесь расположен самый крупный морской порт мира, самый длинный морской мост в 35 км и самое разветвленное и длинное метро. Оно насчитывает 12 линий и 278 станций, каждая из которых имеет по 20 выходов. Общая протяженность шанхайской подземки более 430 км. Ежедневно ее услугами пользуются около семи миллионов человек.

Шанхай известен и своим скоростным транспортом. Здесь расположена одна из самых скоростных железнодорожных линий в мире. Она связывает аэропорт и центр города. Поезд на магнитной подвеске привозит пассажиров из аэропорта в город со скоростью до 430 км в час. Расстояние в 30 км он преодолевает за семь минут.

Шанхай разделен на 16 районов. Здесь говорят на собственном диалекте китайского языка. Шанхайские мужчины считаются самыми завидными женихами, а вот девушки из Шанхая имеют репутацию непокорных жен. Здесь по выходным работает брачный рынок, где вместо товаров висят объявления о поиске спутника жизни. Шанхайцам принадлежит рекорд продолжительности жизни в Китае. Она составляет 82 года.

Сан-Паулу

Сан-Паулу - один из наиболее населенных городов мира и самый густонаселенный город Южной Америки. По данным 2019 года, его население составило 21,8 млн человек. Жителям Сан-Паулу принадлежат несколько интересных рекордов.

Это самый португалоязычный город мира. Здесь людей, говорящих на португальском языке, проживает в два раза больше, чем во всей Португалии, население которой составляет 10 млн человек. Горожане обожают наносить татуировки, что принесло Сан-Паулу звание города с наиболее татуированным населением в мире.

Сан-Паулу - один из самых пестрых в этническом плане городов Южной Америки. Здесь проживает более 111 различных этнических групп. В городе обитает крупнейшая японская диаспора в мире.

В Сан-Паулу расположен крупнейший аэропорт в Южной Америке. Также город известен благодаря большому количеству вертолетных площадок. Здесь есть вертолетное такси, а в 2016 году компания Uber тестировала услугу вызова вертолета. При этом в городе расположено самое длинное метро в стране, которым пользуются около пяти миллионов человек в день и нет трамвая.

Мехико

Мехико, население которого составляет 21,6 млн человек, является одним из крупнейших городов не только Северной Америки, но и мира. Его жители - это 20% населения страны и 75% населения штата Мехико. Столица поделена на 16 районов, а Большой Мехико, включающий в себя столицу и окрестности, - на 60 муниципалитетов. Это самый крупный мегаполис Мексики.

Мексиканская столица относится к так называемым глобальным или альфа-городам, которые играют важнейшую роль в мировой экономической системе. Город занимает восьмое место по производимому ВВП. На экономику столицы приходится 15,8% ВВП всей Мексики.

Город входит в пятерку мегаполисов мира с самой разветвленной сетью метрополитена. Ежедневно подземка Мехико перевозит более 4 млн человек.

Как и большинство населенных городов мира, у Мехико есть серьезные проблемы с экологией, и в 2014 году Всемирная организация здравоохранения включала мексиканскую столицу в число наиболее загрязненных городов мира.

Пекин

Столица самой густонаселенной страны мира является третьим крупнейшим по площади мегаполисом мира. Это второй по численности населения город Поднебесной. По данным 2019 года, здесь проживает 21,2 млн человек.

С 2017 года китайское правительство предпринимает меры по контролю численности населения столицы, вводя ограничения на проживание. В результате удалось сократить прирост населения Пекина на 20 тыс. человек в год.

В Пекине проживают люди 56 официально признанных китайским правительством национальностей. Это шестой город мира по количеству проживающих миллиардеров. Население разговаривает на пекинском диалекте китайского языка.

Город занимает втрое место в мире по количеству прибывающих и улетающих пассажиров из его аэропортов, а также второе место в мире по протяженности метро. При этом пекинское метро считается самым загруженным в мире. Пекинское метро занимает первое место в Азии по количеству перевозимых пассажиров.

Пекин является столицей более 800 лет.

Москва

Российская столица считается самым населенным городом Европы. По данным на начало 2019 года, в городе проживает 12,6 млн человек. По различным оценкам население агломерации колеблется от 15 до 25 млн жителей, в зависимости от методики расчетов. В городе проживает 7,4% населения страны.

В 2013 году, по версии журнала «Форбс», российская столица вошла в десятку самых дорогих городов мира. Она занимает второе место в мире по количеству проживающих миллиардеров.

Москва разделена на 12 административных округов, 125 районов и 21 поселение. Она входит в первую пятерку городов с наиболее длинной линией метро в мире. А по количеству перевозимых ежедневно пассажиров (6,4 млн) московский метрополитен шестой в мире.

Здесь проживает более 21 различных этнических групп. По официальным данным, в городе легально проживает 1,8 млн приезжих и около миллиона нелегальных мигрантов.

Интересно, что коренные горожане, проживающие в столице более трех поколений, составляют лишь 2% населения. В столице более 500 музеев, но их посещают лишь 5% горожан. Остальные посетители - туристы.

Определить самый населенный город мира непросто, поскольку в расчет необходимо брать множество факторов: постоянное и приезжее население, административные граница города и агломерации, официальную и неофициальную статистику.

Тем не менее населенные города мира имеют много общего: это транспортные и экологические проблемы, дороговизну жизни, производимый ВВП и ряд других факторов.