Российско монгольская граница. Пересечение границы Монголии. Пограничные переходы между Монголией и Россией

РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА

КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ

Дружественные пограничные отношения между Монголией и Россией имеют давнюю историю. Нынешняя граница между Монголией и Россией установлена на основе договора «О государственной границе между МНР и СССР» от 1958 и 1976 годов.Управление пограничной службы Монголии ведет совместную работу с Пограничной службой ФСБ РФ на основе Договора между правительствами Монголии и РФ о сотрудничестве по пограничным вопросам от 1994 года в области охраны государственной границы, обмена информацией и опытом, а также подготовки профессиональных кадров.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

    Общая длина границ Монголии 8162 километра (из них 3543 километров с Россией).

    По суше 2863 км., водные участки - 680 километров.

    Российско-Монгольская государственная граница отмечена на местности 1925 пограничными знаками (основные - 964, промежуточные - 961).

    В среднем за год Российско-Монгольскую границу пересекают 526074 пассажиров и 232282 единицы транспорта.

КПП на Российско-Монгольской границе

На Российско-Монгольской границе действуют 29 КПП. (Это по информации с официального сайта Посольства Монголии в России). Из них:

    Международные: Цагааннуур, Боршоо, Алтанбулаг, Сухэбатор, Эрээнцав

    Двухсторонний, постоянный: Тэс, Арц уурь, Ханх, Бига-Илэнх, Зэлтэр, Агацын Гол, Ульхан, Эрээнцав

    Сезонные пункты пропуска: Баянзурх, Хээгт, Шишгэд гол, Хонгор овоо, Цагаан арал, Хутаг-Ондор, Худэр, Тогтор, Ямалхын гол.

    Транзитные: Асгатын гол, Харигий гол, Бох морон, Тээл, Хандгайт, давст, Тэс.

На российско-монгольской границе открыто 8 автомобильных переходов и два железнодорожных, работающих круглый год. Для граждан третьих стран возможен переход только на автомобильных КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай), Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия) и на железнодорожном переходе: Наушки – Сухэ-Батор (Бурятия). Если в группе, например, окажутся граждане бывших союзных республик, их как граждан третьих стран через границу не пропустят. Пропуск граждан третьих стран на этом переходе планируется открыть только после реконструкции КПП Монды – Ханх.

Для граждан России возможен переход также через автомобильные КПП: Монды – Ханх, Соловьевск – Эренцав, Хандагайты – Боршо, Цаган-Догород – Арц-Суры, Шара-Сур – Тэс, Верхний Ульхун – Ульхун и на железнодорожном – Соловьевск – Эренцав.

Для жителей приграничных районов определен упрощенный переход границы без оформления виз, по паспорту с местной пропиской. Так жители Тункинской долины могут совершить поездку в Монголию, на озеро Хубсугул без получения визы.

При пересечении границы взимаются местные сборы. На автомобильном КПП «Кяхта – Алтанбулаг» российская сторона взимает деньги за оформление документов на выезде из России и санитарную обработку машин при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт – около $10 и страховку автомобиля – $20–25.

На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день.

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕХОДЫ НА ГРАНИЦЕ РОССИЯ - МОНГОЛИЯ
КПП Ташанта – Цаган-Нур (Алтай)

    Автомобильный пропускной пункт на Алтае в Ташанте находится в горах. Между российским и монгольским КПП более 20 км грунтовой дороги и перевал Дурбэт-Даба высотой 2400 м. Здесь существует правило: на нейтральной полосе не должен оставаться никто. Этот участок надо проехать до закрытия монгольского КПП. Работают же пропускные пункты с 9 утра до 6 вечера.

КПП Кяхта – Алтанбулаг (Бурятия)

    На автомобильном КПП "Кяхта - Алтанбулаг" российская сторона взимает деньги за оформление документов (около 90 р.) на выезде из России и санитарную обработку машин $5-7 при въезде. Монгольская сторона взимает налог на транспорт - около $10 и страховку автомобиля - $20-25.

    На прохождение границы, даже если нет очереди, уходит от 2 до 4 часов, но обычно из-за очередей на границе переход на своем автомобиле, например в Кяхте, занимает целый день. Современный терминал рассчитан на пропуск до 500 автомобилей в сутки, но на практике, даже если приехать рано утром, это не значит перейти границу до обеда.

КПП: Монды – Ханх

    Пересечение границы гражданами третьих стран на КПП Монды – Ханх (оз. Хубсугул) не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией и возможно только для жителей Монголии и России.

  • Автомобильный пункт пропуска Монды-Ханх (302 км от Иркутска) расположен на перевале Мунгийн-Даба (1830 м.) Имеет статус двухстороннего. Это значит, что сегодня пересекать здесь границу могут только граждане Монголии и России. Работает летом с 15 апреля по 15 сентября - с 10:00 до 18:00, зимой - с 10:00 до 17:00. В выходные и праздничные дни не работает.

    До границы с Российской стороны идет вполне приличная асфальтовая дорога. От поселка Монды дорога хорошего качества постоянно идет вверх. Перевал Мунгийн-Даба и одновременно граница. После прохождения границы начинается стандартная монгольская грунтовая дорога. Лес пропал - вокруг степь, с рощицами по склонам гор. От границы, дорога идет с общим понижением. Не доезжая до поселка Ханх необходимо оплатить сбор за въезд в Хубсугульский национальный парк.

    В настоящее время Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ прорабатывает вопрос об изменении статуса международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний. Уже в 2010 году начнется реконструкция автомобильного пункта пропуска «Монды». Положительное заключение этому проекту было дано в Росгранице. Планируется, что проектно-сметная документация будет сделана в 2010 году, а сама реконструкция начнется годом позже. (По другим источникам проектная документация уже готова).

КПП Соловьевск – Эренцав

    Работает 7 дней в неделю с 9 до 18 с перерывом на обед с 14:00 до 15:00 по Читинскому времени.

КПП Хандагайты – Боршо

    Пограничный пункт Хандагайты - Боршоо на российско-монгольской границе в ближайшее время будет обустраиваться для практического перевода его статуса с двустороннего на многосторонний. На эти цели Росграница выделяет 15 миллионов рублей. Реконструкция пограничного пункта на тувинском участке российско-монгольской границы позволит увеличить вдвое возможности пропуска людей и автомашин.

    Генеральный консул Монголии в Кызыле Базарсад сообщил о принятом руководством Монголии решении открывать до 3-4 раз в месяц данный пункт для пропуска представителей третьих стран еще до завершения реконструкции, которая обычно растягивается на несколько лет.

    Пока же пункт пропуска Хандагайты-Боршоо работает в двустороннем режиме и открыт для граждан и юридических лиц России и Монголии. Прибывающие в Туву многочисленные иностранцы пересечь госграницу на тувинском участке не могут и вынуждены пользоваться КПП Кяхта в Бурятии или Ташанта в Республике Алтай.

Монголия - удивительная страна с многовековой историей, родина великого Чингисхана, бескрайних степей и красивых озер.

👁 Прежде чем начать...где бронировать отель? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру
скайсканнер
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Ответ находится в поисковой форме, расположенной ниже!Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰 Форма - ниже!.

Монголия – удивительная страна с многовековой историей, родина великого Чингисхана. На территории страны есть и бескрайние степи, и жарка пустыня Гоби, и величественные пики Алтая. Только здесь на одного жителя приходится с десяток лошадей, а перепад между летней и зимней температурой составляет 80 градусов!

Расположение, состав и города

Государство Монголия расположено на северо-востоке Азии. Административно страна состоит из 21 аймаков, которые в свою очередь делятся на 329 сомонов.

Столица Монголии – город Улан-Батор.

Границы и площадь

Сухопутные границы Монголии с такими странами, как Россия и Китай.

Монголия занимает территорию площадью 1 654 тысячи квадратных километров.

Карта Монголии

Часовой пояс

Население

2 964 000 человек по состоянию на конец 2015 года.

Язык

Государственный язык – монгольский.

Религия

Буддизм – главная религия для всего населения Монголии. Ее исповедует более, чем девяносто процентов всего населения. Также территории Монголии распространен шаманизм, ислам и другие религии.

Финансы

Официальная денежная единица – тугрик.

Медицинская помощь и страхование

Медицинская помощь на относительно неплохом уровне. Следует учесть, что медицинских учреждений, в которых туристам можно получит квалифицированную помощь немного. Неотложная помощь оказывается бесплатно. Системы медицинского страхования на территории Монголии нет.

Напряжение в сети

220 В, частота 50 Герц. Тип розеток – С и Е.

Международный телефонный код

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за высокий процент с отелей - платим мы!). Я давно использую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.
👁 А за билетами - в авиасейлс, как вариант. О нем известно давно 🐷. Но есть поисковик лучше - скайсканнер - рейсов больше, цены ниже! 🔥🔥.
👁 И наконец, главное. Как отправиться в поездку, совершенное не заморачиваясь? Приобрести . Это такая штука, куда входит перелет, проживание, питание и куча других плюшек за хорошие деньги 💰💰.

Сегодня мне в фейсбук написал человек, который расспрашивал про переход границы - Россия/Монголия. Именно со стороны Алтая.

Что ж, этот переход, а также последующие волнения, должны быть описаны, чтобы люди смогли избежать некоторых ошибок.

Кратко:

Ташанта - сухопутная автомобильная граница между Россией и Монголией. Перейти границу можно только на автомобиле.

Работает до 18:00 вечера, не работает по выходным дням, праздникам.

Расстояние пограничной зоны между двумя странами - 20 км.

Владельцы украинского паспорта могут въезжать без визы, но нам необходимо иметь приглашение.

Попытка №1

До погран перехода в Ташанте мы достопили весьма удачно, возможно не так быстро, как хотелось, но это и понятно: дороги были пустынны.

За полчаса проезжала лишь одна машина и если до крупного (относительно, конечно) административного центра Кош-Агач машин было больше, то после Кош-Агача трафик резко уменьшился.

Ехать было приятно, потому что это знаменитый Чуйский тракт: одна из самых красивых дорог мира.

Попробуйте разглядеть на фото верблюда 🙂

До границы из Кош-Агача 40 км. Сам Кош-Агач - это деревня, как по виду, так и по немногочисленным жителям.

Периодично к нам подъезжали таксисты и предлагали проезд за 300-500 рублей (5-8$). Мы отказывались и продолжали пробовать стопить.

Перед нами стояла женщина из Москвы (лет 50ти), которая решила прокатиться стопом по Алтаю и увидеть саму границу. Стопила одна одна.

Примерно через полчаса она уехала и еще минут через 10 нас подобрали пенсионеры, которые ехали в посёлок - Жана-Аул.

Это 20 км от границы.

До самой границы нас подвёз отец 8-ми детей, который еще и воевал в Афганистане. Машина его была старая, как впрочем, и все предыдущие, подвозившие нас. Он не спрашивал нас о деньгах, но мы решили ему отдать наши оставшиеся 100 рублей.

К самой границе мы подъехали уже почти перед закрытием. В 17:30.

Мы читали, что там таксуют местные, и можно проехать границу за небольшие деньги, но таксистов мы так и не нашли, а машин, которые ехали бы в Монголию - не было.

Дул сильный ветер, было очень холодно. Ночевать в палатке не хотелось, поэтому мы начали расспрашивать местных, где можно переночевать. Нам предложили комнату за 500 рублей на двоих (10$). Это мы еще торговались.

Комната - 4 кровати, окно, стол и стулья. Удобства на улице. Понятное дело, никакой горячей воды.

Но зато была защита от ветра + нам принесли чайник, и была печка, которую мы натопили и приготовили себе еду.

Пару раз к нам пытались заселить монголов, которые на следующий день, как и мы, должны были переходить границу. Но монголам наше соседство не нравилось и они меняли комнату.

Правда, не сразу, а через некоторое время.

Монголы уже при первом знакомстве оказались очень шумными 🙂

Они перекрикивали друг друга, о чём-то спорили, не обращая внимания на нас. Ну и еще пытались разогреть в чайнике кумыс, который нестерпимо при этом вонял. Было весело.

На следующее утро, мы пошли искать машину, которая бы перевезла нас в Монголию.

Сначала пробовали вписаться к монголам, но они не хотели нас брать, только один предложил за небольшие деньги (что-то около 2$).

К слову сказать, машин насчитывалось от силы - 20.

Мы обошли их все. И удача настигла нас почти у ворот 🙂

Нас согласились перевезти немцы, которые путешествовали на огромном доме на колёсах (необычный дом, а немного военизированного типа. Примерная стоимость по их словам, 500 тыс. евро).

Внутри было просторно и по-немецки чисто. Нас накормили и мы стали ожидать, когда откроется граница.

Немцы рассказали, что путешествуют с Европы в Монголию, а дальше, скорее всего, поедут обратно в Россию, только другой дорогой.

На вид им было за 50 лет, оба активные и уже много попутешествовавшие по миру.

Русскую границу мы перешли примерно за 2 часа. Сами бумаги, проверка паспорта не вызвали никаких задержек, однако пограничники очень долго проверяли машину немцев, абсолютно всё из неё выгружали и сканировали.

В конце концов, у немцев начали сдавать нервы и нам пришлось общаться с погранцами, насчёт того, когда же нас отпустят.

С асфальтом мы попрощались на русской стороне и вот уже перед нами ворота в Монголию. 🙂

Процедура повторяется, только теперь у нас возникают проблемы.

Пограничник объявляет, что да, у нас безвиз, но нужно предъявить приглашение. О приглашении мы слышим в первый раз, специально читали форумы, смотрели монгольские сайты итд.

Перед нами через ту же границу проехали наши друзья из Украины и без приглашения, ровно 3 недели назад.

Без приглашения нас никуда не хотят пускать и помогать - тоже. Договориться нереально. Нужно приглашение и всё тут. Приглашение, по словам пограничника от любого частного лица или турфирмы.

Мы начинаем уговаривать начальника написать нам такое приглашение, но всё безрезультатно.

За нас пытаются вступиться и также договориться - немцы. Но всё тщетно, в расстроенных чувствах, мы идем ловить машины назад в Россию.

Нам удается сесть, но к разным людям. Андрей - к русским, а я к казахам.

Переходим границу, на этот раз снова 1,5 часа ожидания. Казахскую машину досматривают не хуже немецкой: детально и со вкусом.

Возле ворот меня уже ожидает встревоженный Андрей, темнеет, осталось немного до закрытия границы, а меня всё нет. Оказалось, что машину с русскими номерами пропустили очень быстро.

Идем снова в знакомую комнату. Нужно переночевать, успокоиться и поесть.

Снова платим 10$ за двоих.

Утром решаем, что была, не была - поедем в Кош-Агач и там сделаем приглашение. Всего 40 км назад.

В Кош-Агач нас отвозит русский пограничник, который нас сразу узнает и интересуется проблемой. Советует делать приглашение в турфирме.

В Кош-Агаче я пишу хосту и прошу написать приглашение, она это делает и у нас есть 1 приглашение, правда выглядит оно не очень: плохо видно слова, да и какое-то несолидное оно.

Ищем турфирму в Монголии и находим Легенда тур:

https://www.legendtour.ru

Которые за 10$ с человека делают приглашения на фирменном бланке.

Всё происходит очень быстро: отсылаем свои данные, маршрут и количество дней, сколько нам нужно.

Оплачиваем услугу, через 1,5 часа на почту приходят приглашения, которые мы и распечатываем.

Но, впереди выходные, а по выходным погран пункт не работает.

Тогда мы выходим из небольшого Кош-Агача и ставим палатку возле местного небольшого водоема. Там проводим 2 дня.

Местные алтайцы с нами знакомятся и угощают разными вкусными штуками.

Попытка №2

Из Кош-Агача уезжаем довольно быстро. Снова до Жана-Аула.

Возле границы с Монголией и также в западной части Монголии живут казахи, вот такие казахи нас подобрали еще минут через 20 и пригласили к себе в гости.

Мы не стали отказываться, так как это было очень интересно.

Живут они в небольшом доме, с одной комнатой. У них табун лошадей: их едят, пьют лошадиное молоко и делают сыр, творог, кумыс итд.

Нас угостили едой, накрыв нехитрый стол, мы со своей стороны угостили малышню сладким.

Пообщались и напоследок нам дали лепешек и литр кумыса.

Всё время, пока мы общались, женщина толкла в ведре масло, не знаю, но это было примерно час. А нам сказали, что так нужно делать часа 3-4.

Тяжелая физическая работа.

Кроме угощений, интересного разговора, они решают подбросить нас до самой границы.

И вот мы в знакомой уже Ташанте. Вечер, машин нет вообще и граница закрывается, а мы так и не смогли уехать.

Снова комната, правда, на этот раз, торгуемся и снимаем за 8$. Хозяева нас уже знают и даже вроде как рады J Еще бы.

Вот честно: август, сильнейший ветер, у нас поломана одна дуга в палатке - ставить и ночевать в ней хочется меньше всего.

Со страхом и грустью думаем, что же будет в Монголии.

Пока селимся, видим двух пожилых немцев на мотоциклах, которые растерянно смотрят на закрытую границу и пытаются найти жилье.

Помогаем им с ночёвкой и угощаем кумысом. По их словам - это жесть и хуже они еще ничего не пробовали J Наверное не были в Китае.

Общаемся о путешествиях, жизни и отдыхаем. Готовимся морально ко второму штурму границы.

Утром очередь из машин немного больше, чем в первый раз. Насчитываем около 30-ти. J Решаем просится в каждую или предлагать заплатить деньги. Хочется уехать, ждать становится невыносимо.

Спрашиваем у всех, но никто не берет. В очереди стоит один автобус из Казахстана, но он забит под завязку.

Еле-еле договариваемся с иностранцами (пара из Испании), но у них одно свободное место. Решаем, что я еду с ними.

Андрей договаривается с казахами, что поедет за деньги - 200 рублей (3$). Для него находится одно свободное место.

Моя машина с испанцами впереди очереди, через 20 минут всех начинают запускать и повторяется процедура, которую мы уже проходили.

Пограничники меня узнают, я показываю приглашение и меня без вопросов снова выпускают из страны. Машину испанцев проверяют быстрее, чем машину немцев.

Тут я замечаю, что из соседней машины (а это машина скорой помощи с датскими номерами) выглядывает Андрей и показывает мне знаками, что всё круто.

Он вписался в машину к веселым ребятам, которые берут участие в Монгол Ралли.

Вкратце, монгол ралли это соревнование: нужно на любой машине (но не джипе) или мотоцикле, на свои средства и за 60 дней добраться из Лондона до Улан-Батора.

Маршрут может быть любой, главное добраться первым.

Вот к таким ребятам попадает Андрей (и договаривается с ними проехать до Улан-Батора!).

Итак, мы снова у монгольских пограничников.

Я попадаю первая и меня узнают.

Женщина пограничник, взяв приглашение и мой паспорт, отдает все документы другому человеку и говорит, что они должны это всё проверить. И вообще приглашение, внимание - не такое, как надо.

То есть, когда нам говорили, что можно от руки итд, это были шуточки:).

Окей, я иду в кабинет большого начальника, где он меня расспрашивает, как и где я взяла это приглашение. Я рассказываю про турфирму, маршрут, показываю адрес турагентства, а также говорю, когда мы планируем выехать из страны.

Он звонит по телефону и долго с кем-то беседует. Всё это время мои документы у него, я стою в кабинете, а он смотрит на меня.

Монголия оказывается суровее, чем я думала.

Я логично предлагаю ему позвонить в турагентство.

Такого контроля и проверки у меня не было еще ни на одной границе.

Он снова куда-то звонит. Потом говорит, что ладно! Они готовы меня пропустить, но мне надо написать от руки объяснительную записку, почему я еду в Монголию и какой у меня маршрут.

В тот момент я действительно не понимаю, что писать в этой записке, так как я уже успела перехотеть ехать в Монголию. 🙂

Сколько у меня наличных денег? Хорошо, что у меня они были. Говорю, есть 600 долларов. Отлично, потому что с ними надо меня сфотографировать, и вот эта объяснительная записка будет приколота к этому фото.

Так мол они снимают с себя ответственность, если турист где-то пропадет.

Меня в первый раз на границе фотографируют с баксами.

И я очень рада, что у меня есть наличка, а не просто карты.

Спустя пример час, он меня отпускает и мне таки ставят штамп въезда в Монголию.

Еще через час я стою на пыльной территории, где нет дорог, грязные дети играют в грязный мяч. А на меня смотрят, как на пришельца.

Я абсолютно одна, Андрея ждёт такая же процедура (его также заставили писать записку + сделали фото с деньгами).

Но вот незадача, монголам не понравилось что-то в автомобиле датчан и поэтому я жду их машину целых четыре часа.

Темнеет, когда они выезжают из ворот и я запрыгиваю в машину.

Так начинается наша Монголия.

О стране, автостопе до Улан-Батора и общем впечатлении уже в следующей статье. 🙂

Про на Алтае.

В силу своего географического положения Монголия имеет наземные пограничные переходы (контрольно-пропускные пункты) только с Россией и Китаем. Часть этих КПП имеют двусторонний статус (открыты только для граждан двух государств), часть международный статус (открыты для граждан всех государств мира).

Пограничные переходы между Монголией и Россией

На российско-монгольской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • КПП Кяхта -КПП Алтанбулаг (авто), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Наушки - КПП Сухэ-Батор , (ж/д), Селенгинский аймак (международный)
  • КПП Соловьевск -- КПП Эрэнцав (авто, ж/д), Дорнод
  • Ташанта --КПП Цаганнуур (авто) Баян-Улэгейский аймак (международный)
  • Хандагайты-Боршоо (авто),Увсунурский аймак (двусторонний)
  • КПП Цаган-Тологой Тува -- КПП Арц-Cуурь Завханский аймак Монголии (двусторонний)
  • КПП Монды-Ханх , авто, Хубсугульский аймак (двусторонний)
  • КПП Бага-Илен авто, авто, Булганский аймак (двусторонний)
  • КПП Желтура -- КПП Зэлтэр (двусторонний)
  • КПП Шара-Сур – КПП Тэс , Тува -- (двусторонний)
  • Киран - Хутаг-Ундэр (двусторонний)
  • КПП Верхний Ульхун -- КПП Улихун (двусторонний)

Закрытие пунктов пропуска не повлечет каких-либо экономических, социальных и иных последствий, сообщает Росграница. Договоренность о закрытии указанных пунктов пропуска через российско-монгольскую государственную границу была достигнута на встрече компетентных органов Российской Федерации и Монголии, прошедшей в ноябре-декабре 2009 г. в Улан-Баторе. Далее данное предложение было согласованно Росграницей с МИДом России, Минэкономразвития России, Минобороны России, МВД России, Минтрансом России, Минфином России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, ФТС России, ФСБ России. Совместно с монгольской стороной было решено, что решение о закрытии погранпунктов будет оформлено заключением путем обмена нотами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через российско-монгольскую государственную границу от 10 августа 1994 г.

В распоряжении Правительства РФ говорится, что изменения вступят в силу через 30 дней после завершения обмена нотами о закрытии погранпунктов, однако Прайм-ТАСС сообщает, что эти пункты пропуска прекратят свою работу уже с 1 апреля 2010 года .

Пограничные переходы между Монголией и Китаем

На монгольско-китайской границе действуют контрольно-пропускные пункты:

  • Дзамын-Ууд -- Эрлянь (ж\д, авто),Восточногобийский аймак (международный)
  • Тайкешкен-Булган , КПП "Ярант"(авто), Ховдосский аймак (международный)

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!