Руанский собор во франции. Руанский собор, храм нормандских герцогов. Что посмотреть и куда сходить в Руане

Нормандия – страна умиротворяющих сельских пейзажей, зеленых лугов, прекрасных готических замков и древних легенд. Это земля прославленного Вильгельма Завоевателя, который практически положил начало истории соседней Англии как государства. В нормандском Руане была осуждена и казнена легендарная Орлеанская дева – Жанна Д’Арк. В наши дни рядом с местом ее сожжения возвышается элегантный храм.

Улицы Руана являются настоящим музеем готической архитектуры. Здесь построено несколько сотен домов в великолепном стиле «пламенеющая готика». Изысканные фасады и шпили Дворца правосудия, украшенные тонким каменным кружевом, и невероятные витражи Руанского собора вызывают восторг даже у людей, равнодушных к архитектурным красотам.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Руане?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

На площади Вье-Марше была сожжена легендарная Жанна Д’Арк – героиня Столетней войны, канонизированная католической церковью в XX веке. Многие постройки, окружающие это место, так или иначе связаны с ее именем. На площади находится музей, посвященный памяти Жанны, а также памятник, окруженный цветочными клумбами и обозначающий место ее казни. По периметру площади стоят нарядные фахверковые дома, украшающие городской пейзаж.

Собор является одним из самых ярких памятников готической архитектуры Франции. Он был возведен в XIII столетии на фундаменте романской церкви XI века. К храму примыкает архиепископский дворец, который составляет с ним единый архитектурный комплекс. Колокольня собора достигает в высоту 151 метр. Архитектура храма произвела сильное впечатление на художника К. Моне, который создал серию картин, посвященных собору.

Аббатство было основано в VI веке, постепенно оно превратилось в самую влиятельную обитель в Нормандии. Монастырь просуществовал до IX века, пока его не разорили норманны-язычники. Восстановление произошло в XI веке при Вильгельме I Завоевателе. Первый храм обители был возведен в романском стиле, позже в XIV-XVI вв. здание было перестроено в соответствии с канонами готического стиля.

Храм выстроен в живописном стиле пламенеющей готики. Его шпили действительно напоминают языки каменного пламени, тянущиеся к небесам. Церковь возводилась в период 1437-1521 гг. на добровольные пожертвования меценатов. Храм украшен яркими искусными витражами XV века и изящными декоративными элементами. Во время Второй мировой войны храм был частично разрушен, восстановление завершилось в 2010 году.

Бенедиктинский монастырь XI-XII столетий, который сильно пострадал во время религиозных войн между протестантами и католиками. Некоторые постройки пришлось перестраивать, поэтому на территории аббатства есть здания как XII века, так и XVII столетия, и наблюдается некоторое смешение архитектурных стилей. Вокруг обители разбит живописный французский парк с живыми изгородями, фруктовым садом и огородом лекарственных растений.

Храм расположен на площади Вье-Марше. В XVI веке на его месте стоял готический собор, от которого остались только витражи. Церковь Святой Жанны построена в современной манере с использованием асимметричных архитектурных форм и интересных инженерных решений. Крыша конструкции символизирует языки пламени, в котором погибла Жанна. В комплекс церковных зданий также входит крытый рынок.

Башня является единственной сохранившейся постройкой Руанского замка, который был возведен для Филиппа II Августа. Для строительства укреплений использовался местный известняк. Сооружение было разрушено во время религиозных войн. Башня-донжон известна тем, что здесь в 1431 году проходил суд над Орлеанской девой. Однако Жанну держали в заточении в другой башне, ныне разрушенной.

Дворец считается одним из самых живописных зданий Руана. Он был возведен в XVI столетии по проекту Р. Ле Ру и Р. Анго и использовался для заседаний городского совета. Сооружение является ярким образцом светской готики. В наши дни во дворце заседает местный суд, также здесь располагаются два музея и библиотека. Дворцовый фасад напоминает причудливое каменное кружево, настолько искусно выполнены его декоративные детали.

Галерея является одной из крупнейших в Нормандии, ее постоянная экспозиция размещена в 60 залах. Особенно значимыми и полными считаются коллекции XVII и XIX столетий. Собрание содержит работы Модильяни, Ренуара, Ланкре, Моро, Моне и других мастеров. Помимо картин, в музейной коллекции есть скульптуры, графика, ювелирные изделия и мебель. В музее постоянно проходят временные выставки известных и признанных художников.

Музей существует с XIX века, он располагается в здании церкви XVI столетия. Изначально экспозиция размещалась в Париже, позже она была перевезена в Руан. Коллекция музея содержит изделия художественной ковки с римского периода до XX века. Многие экспонаты привезены из арабских и азиатских стран, а также из России. В музее можно осмотреть кованые решетки, предметы утвари, декоративные перила, вывески и многое другое.

Интерактивная выставка, которая погружает посетителей в атмосферу различных эпох. «Панорама» представляет собой огромный цилиндр из металла 34 метра в диаметре и 35 метров в высоту. Внутри этого цилиндра находится круговая объемная фреска, которая воспроизводит цепочку событий определенного исторического периода. В 2015 году это был 312 год – время принятия христианства императором Константином, в 2016 – панорама Руана времен Жанны Д’Арк.

Коллекция расположена в историческом особняке XVI столетия. Здесь собраны экспонаты, относящиеся к периоду XVI-XIX вв. Впервые на территории Франции секрет изготовления фаянса был раскрыт именно жителем Руана. До этого момента тайной владели только итальянские мастера. К XVII веку Руан прославился на весь мир своими керамическими изделиями. Во время экскурсии с гидом можно узнать о технологии изготовления керамики.

Пешеходная улица, расположенная между Рыночной площадью и Руанским собором. Вдоль улицы располагаются городские дома с фахверковыми фасадами. Ее название пошло от старых астрономических часов, которые расположены на каменной арке XVI века. Несколько столетий назад даже нанимали специального смотрителя, который следил за исправностью механизма и жил неподалеку от арки.

Сад был заложен в XVII веке. Сначала это была частная территория, однажды ей владел даже Наполеон Бонапарт. В XIX веке сад перешел в городскую собственность и стал доступен для всех. Некоторые части парка закрыты для посещения, так как в их пределах ведется исследовательская деятельность. В городском ботаническом саду есть большой розарий, где растут сорта, выведенные специалистами Нормандии.

Мост 2008 года, оснащенный подъемными конструкциями и обладающий большой пропускной способностью. Пролеты специально размещены высоко над водой, чтобы под ними могли спокойно проходить большие суда. Опорные колонны моста возвышаются над Сеной на 91 метр, длина пролетов – более 1 км. Сооружение было спроектировано инженерами Э. Зубленом и М. Вирложо. Стоимость строительных работ составила 155 млн. евро.

Одним из ярчайших памятников архитектуры готического искусства является Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери). Величественное сооружение находится в центральной части города Руана, расположенного к северо-западу от Парижа. Нотр-Дам де Руан включен в список национального наследия Франции и с 1979 года находится под защитой ЮНЕСКО.

История собора

История Собора Руанской Богоматери исчисляется тысячелетиями. Почти десять веков возвышается он на территории Франции.

Предшественница собора

Начало храму было положено в конце IV века. К этому времени относится упоминание о первой в Нормандии христианской базилике периода Римской империи. Позднее на ее месте возник епископский комплекс, который состоял из баптистерия и двух церквей, посвященных Богоматери и Св. Стефану. В 841 году комплекс был уничтожен норманнами, захватившими Руан.

Возведение и основание

Лишь спустя 70 лет, в 911 году, начались восстановительные работы. Вождь викингов Роллан получил от короля Карла III Простоватого (17 сентября 879 - 7 октября 929) титул герцога, а вместе с ним и земли Нормандии, при условии принятия им христианства. В 1020 году началось строительство храма в романском стиле. До наших дней от романской части сохранилась лишь одна крипта. Остальное здание отражает смену тенденций развития готической архитектуры.

Башня Сан-Ромен являлась самой ранней готической постройкой кафедрального собора. Она простояла почти 800 лет с момента возведения в 1145 году и была уничтожена во время Второй мировой войны при обстреле Руана войсками союзников. В собор попало 6 снарядов.

Историческая судьба

История храма отличается драматизмом. В 1200 году во время пожара обрушился его неф, что повлекло за собой перестройку всего здания. В 1202 году на романском фундаменте, заложенном Ролланом Пешеходом, герцогом Нормандским, началось строительство готического храма. Процесс затянулся на века, потому наблюдается разница в архитектурном стиле построек.

Порядок строительства Руанского собора:

  1. Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
  2. Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
  3. Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк, использованный для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название - Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан, уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
  4. Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в мире вплоть до 1880 года.


Послевоенная реставрация

Последние серьезные реставрационные работы в храме проводились после Второй мировой войны. Подобно своим далеким предкам, английские и американские войска вновь нанесли серьезный урон прекрасному зданию. Во время высадки союзных войск во Франции были разрушены неф и капеллы, от башни Сен-Ромен остались лишь одни стены.

Восстановительные работы велись при финансовом участии Великобритании, для которой Нормандская земля имеет особое историческое значение.

Современное положение

Собор Нотр-Дам де Руан - жемчужина Руана. Шпиль Центральной башни собора остается самым высоким во Франции. Его величие и красота неизменно находят отклик в сердцах миллионов людей по всему миру.

7 июня 2010 года на площади перед ратушей города собралось более тысячи человек. В руках у них были плакаты с увеличенными фрагментами одного из 30 полотен Клода Моне «Руанский собор». Вместе они составили огромную репродукцию, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая большая «живая картина».


Месторасположение церкви

Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.

Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М - остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе. Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 - 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии. Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.

Далее можно пройти по улице Больших часов к Рыночной площади, на которой в XIV веке была казнена Жанна д"Арк. Улица предназначена только для пешеходов и считается старейшим проспектом города. На туристов производят впечатление фахверковые дома и большие астрономические часы на арке XVI века.

Руан входит в пятерку французских городов по древности исторического наследия. Стендаль называл его «Афинами готического стиля».


Архитектура и убранство сооружения

Нотр-Дам де Руан представляет собой уникальный памятник архитектуры, в облике которого отразились этапы становления канонов готического искусства.

Внешний вид

Поражают своим величием три входа в храм. Убранство каждого подчинено определенному библейскому сюжету.

Основные темы:

  • барельеф первого входа рассказывает о Крещении Иисуса;
  • центральный посвящен Богоматери;
  • третий вход – Святому мученику Этьену, побитому камнями.


Фасад и башни

Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых. Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен - образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней.

Готические элементы декора стен Масляной башни:

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

Витражи

Особое впечатление на посетителей оказывают витражи собора, большинство из которых сохранилось с XIII века. Их отличает мягкий лазурный оттенок, прославивший стекло из Нормандии на всю Европу.

Свет лазурных лучей, пронизывающий храм, вдохновил в начале XX века русского поэта-символиста Максимилиана Волошина (16 (28) мая 1877 - 11 августа 1932) на создание цикла стихотворений «Руанский собор». В то время поэт уже был знаком с шедеврами великого Клода Моне.


Внутреннее оформление

При этом композиция храма соответствует первоначальному плану старой романской базилики, поскольку основой строения служит ее фундамент. Боковые проходы и центральный неф разделены арками, углы трансепта завершают башни, колонны окружают алтарь. У основания Сен-Ромен можно увидеть портик на колонах из черного камня со статуей пророка на вершине в романском стиле.


Святыни и реликвии храма

Удивительным образом в судьбе Нотр-Дам де Руан отразились многие эпохи истории человечества:

  1. Впечатляет своей красотой и умиротворением часовня Девы Марии, где находятся главные иконы собора.
  2. Святыня храма - саркофаг с сердцем короля Англии Ричарда I Львиное Сердце.
  3. В Руане погибла легендарная Жанна д"Арк, ее статуя поселилась в одной из капелл, которая была изготовлена по заказу Великобритании, что стало своеобразным извинением за события 1431 года, когда была сожжена героиня.


Крипта

Нотр-Дам де Руан был местом захоронения правителей и архиепископов Рауна и Нормандии. Крипта - единственная часть храма, сохранившаяся со времен романской постройки. Здесь покоится первый герцог Нормандии Роллан и его потомки, находятся саркофаги архиепископов Руана из рода Амбуаз.

Богослужения и другие возможности посещения

Адрес собора: Place de Notre-Dame de Rouen (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) 76000 Rouen, Франция.

Часы работы:

  • понедельник — с 14.00 до 18.00;
  • со вторника по субботу — с 9.00 до 19.00;
  • воскресенье — с 8.00 до 18.00.

Собор до сих пор функционирует как римско-католическая церковь, поэтому часть его закрыта для посещений во время богослужений. Летом на западном фасаде храма устраивают световые шоу, в основном, представленные картинами Моне. Мероприятия начинаются в 10 вечера.


Собор Руанской Богоматери на карте:

Видео о Нотр Дам де Руан

В этом видео демонстрируются все достоинства собора Нотр Дам де Руан.

Памятник национального наследия Франции, архитектурная доминанта Руана и просто невероятно величественный, изящный и торжественный храм, Руанский собор — одна из французских достопримечательностей почётной категории «must-see».

Строительство собора велось ни много, ни мало семь веков, и под готическим фасадом кроются черты древнего романского стиля. Не в последнюю очередь Руанский собор известен благодаря живописным полотнам импрессиониста Клода Моне — художник не уставал черпать вдохновение в игре света и тени на его фасаде и создал здесь более пятидесяти полотен.

Руанский собор — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Впервые факт существования руанского епископа упоминается под 314 годом.

Доподлинно известно, что на этом месте, но уже в IX веке нашей эры, располагалось епископское подворье и две небольших церквушки с кафедральным собором в честь Богоматери, и баптистерием, где совершалось таинство крещения.

Но, к сожалению, увидеть, как они выглядели в то время, человечество уже никогда не сможет.

В 841 году на город Руан в очередной раз совершили набег викинги, которые, как известно из истории, имели, мягко сказать, «вредную привычку» оставлять после себя только пепелище.

Епископское подворье вместе с двумя церквями было уничтожено. В то время политическая ситуация в стране была крайне нестабильна, и именно по этой причине церкви долгое время не восстанавливались.

Так уж было предрешено судьбой, но впоследствии, именно викинги приложили немало усилий для того, чтобы заново отстроить храм. Слава о зверских расправах викингов над всем, что встречалось у них на пути, настолько запугало всю Европу, что правящий в 911-м году король Франции пошел на уступки завоевателей и согласился сделать Нормандию Герцогством.

1822

А кроме этого, он выдал свою дочь за предводителя викингов Роллана и, в свою очередь, выдвинул условие для новобрачного: новоявленный герцог непременно должен был принять крещение. Роллан не стал перечить и крестился в простой базилике, стоявшей на месте нынешнего собора под именем Роберт

.

Основав, таким образом, династию Нормандских герцогов, Роллан в 1020-м году (а в последствии и его наследники) приступил к возведению нового собора в романском стиле.

От тех времен до наших дней сохранилась всего лишь одна крипта. Все остальные части храма возводили, используя в архитектуре готический стиль.

Северный неф собора.

Археологические раскопки показывают, что епископский комплекс Руана состоял из двух церквей (посвящённых Богоматери — собор — и святому Стефану), и, вероятно, баптистерия.

Часовня Богородицы со двора архиепископа.

Удивительно, но этот самый высокий собор Франции, отнесенный к числу исторических памятников наследия во Франции страны, за период своей многовековой истории не один раз переживал различные катастрофы.

Обитель каноников собора Руана

Вот лишь некоторые из них: один из нефов, возведенный в романтическом стиле был уничтожен пожаром, в 18-м веке собор пережил сильнейший ураган, в 1944-м году на него было сброшено шесть разорвавшихся бомб, а в декабре 1999-го года опять в результате сильнейшей бури был поврежден колокол. Но, все же, несмотря на все перипетии, кафедральный собор совсем неплохо сохранился до наших дней.


Безусловно, в этом имеется заслуга тех мастеров и талантливейших реставраторов, которые несмотря ни на что, вновь и вновь принимались за возрождение святыни.

Самой древней частью готического собора является северная башня (башня Сен-Ромен), построенная в 1145 году.

Она полностью выгорела 1 июня 1944 года после бомбардировок, от изначальной постройки остались лишь стены. Северная башня Сен-Ромен (1202 г.), высотой 75 м. увенчана колокольней в «пламенеющем стиле», тогда как Масляная башня, Тур-де Бёр (1487 г.), высотой 76 м., вся целиком выстроена в «пламенеющем стиле».

Южная башня (Масляная башня) была построена в 1485 году.

Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара.

Также непременно нужно обратить внимание на три великолепных входа в собор: первый посвящён Иоанну Крестителю (над ним расположен барельеф, изображающий крещение Христа), второй, центральный, — Богоматери, третий — мученику Святому Этьенну, принявшему смерть через побиение камнями

.Башня Санкт-Ромен

Низкая келья башни Санкт-Ромен с баптистерием(двадцатого века) и статуя Девы и ребенка (XVII-XVIII века) из больницы Бокер.

Самые древние элементы собора можно увидеть, спустившись в баптистерий, находящийся под башней Сен-Ромен. Витражи Руанского собора почти ни в чём не уступают знаменитой «стекольной Библии» Шартра, да и оттенок синего цвета здесь ничем не хуже шартрского

Обратный ракурс библиотечного портала собора Руана.

Тимпан центрального портала, представляющего дерево Джесси

Единственный сохранившийся изначальный портал — северный, портал Иоанна Богослова, представляющий сцены из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Он неоднократно реставрировался после 1769 года.

Два других портала были сильно повреждены в XVI веке.

Портал Сент Этьен.тимпан

Архиепископский дворец, составляющий с собором единый комплекс, является современником готического собора.

Портал Сент-Жан.Тимпан

Обширное алтарное пространство собора окружено колоннадой, что для того времени было уже несколько архаичной чертой.

Трансепт, сооружение которого началось в 1280, интересен с конструктивной точки зрения. По его наружным углам расположены четыре башни в местном нормандском стиле, обильно украшенные розеттами. Фасады между башнями, с их сияющим кружевным декором, типичны для зрелой, т. н. лучистой готики после 1275.

Центральный фасад

В интерьере главный неф отделен от двух боковых любопытной арочной преградой, получившей название ложного трифория и расположенной выше основных аркад.

Поперечный неф

Центральный неф

Все нефы, главный и четыре боковых, четко выявлены на западном фасаде, построенном в основном в течение 13 в., а в 1509-1530 украшенном замечательным готическим каменным кружевом.

Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров.

Длина прохода 137 метров - небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе.

Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом.

Треть населения Руана - 6000 человек - составляли евреи, а где евреи - там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки..

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.

По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?).

Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был.

Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Трансепт

Внутри храма располагается гробница первого Нормандского герцога Роллана Пешехода. Здесь же стоит каменный саркофаг, украшенный скульптурой короля Ричарда I, более известного в народе, как Ричард Львиное Сердце, в нем и погребено то самое сердце отважного короля, который в 1189-1199 годах также являлся герцогом Нормандии.

За долгую историю собора шпиль разрушался и восстанавливался несколько раз. Деревянный шпиль, покрытый оловом, был установлен в 1557 г., но, поврежденный молнией, сгорел в 1822.

Годом позже было предложено сконструировать металлический каркас и шпиль в стиле готики XII века. В 1825 г. проект был одобрен и закончен в 1884 г. четырьмя башенками, построенными местным мастером железного дела.

Одну из этих башенок собор потерял всего несколько лет назад — во время сильного урагана, пронесшегося по северу Франции.

Собор пострадал от урагана в XVIII веке, а затем получил сильные повреждения при бомбардировках Руана союзниками в 1944 году в ходе Второй мировой войны: 19 апреля сильно повреждён неф и капеллы (попадание семи бомб, из которых шесть взорвались), а после бомбардировки 31 мая выгорела северная башня. Во время сильной бури в декабре 1999 года была повреждена колокольня.

Гробница Роллона в Руанском соборе

Размеры
Длина: 137 м,Ширина фасада: 61,60 м,Длина нефа: 60 м,Ширина нефа: 11,30 м.Высота нефа: 28 м.Высота подвеса лампы: 51 м
Длина хора: 34,30 м.Ширина хора: 12,70 м.Высота башни Сен-Ромен: 82 м.Высота Масляной башни: 75 м.Высота шпиля: 151 м

Лестница в библиотеку

Перед посещением собора стоит освежить в памяти знаменитый пейзаж Моне «Руанский собор в полдень», равно как и прочие тридцать живописных полотен мастера, увековечившие храм во всём великолепии естественного освещения.

Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж

В 1890-е годы Клод Моне создал цикл картин, представляющих собор при различном освещении, в разных климатических условиях и в разное время дня. Было создано 50 полотен. Они написаны с трёх разных точек, что даёт три разных вида собора. Некоторые из полотен были завершены в мастерской художника в Живерни.Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года.

Пасмурная погода

Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы.

Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

В 1969 году Рой Лихтенштейн создал триптих «Руанский собор».

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет.

6 июня 2010 года свыше тысячи человек заняли всю площадь перед городской ратушей в Руане (600 м²). Каждый из них держал в руках увеличенный фрагмент картины Клода Моне «Руанский собор». «Живую картину» сфотографировали и сняли на видео с вертолета, чтобы представить доказательство для Книги рекордов Гиннеса

Johannes Bosboom - View of the Paris Quay and the Cathedral at Rouen



Библиотека

Дворец архиепископа

Фасад сюр-ла-курдонёр архиепископства

Buste du pape Pie IX.

Сады архиепархии в нижней части Санкт-Маклу.

Павильон Нотр-Дам к юго-востоку.

Павильон Сен-Роман к северо-востоку от садов.

Портал монументальной лестницы, ведущей к Залу собора

Лестничные башни и особняк со двора.

Галерея монастыря колледжа Альбано.

Dominique Seridji . Le guide du patrimonie en France. — Centre des monuments nationaux (MONUM), 2002. — С. 541
Вести. Ru

Руанский собор включён в список национального наследия Франции. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора – 151 м.

Включён в список национального наследия Франции. С 1979 года он входит в реестр ЮНЕСКО. Долгое время это монументальное здание было самым высоким храмом мира (после 1880 г. пальма первенства перешла Кёльнскому собору). Высота башни собора Нотр-Дам в Руане (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) – 151 м.

На фотографиях Нотр-Дам всегда бывает запечатлён фрагментарно – громаду собора невозможно снять целиком. Прекрасные кружевные шпили, словно ростры огромных каменных кораблей, стремятся в небо. Под резным ажуром тимпанов рядами стоят фигуры святых. Над массивным рельефным обрамлением портала цветёт резное окно-роза.

Клод Моне был очарован Руанским собором. Он писал этот храм в течение двух лет; делал наброски при разном освещении. Чтобы творить без помех, Клод снял две квартиры напротив собора. Из окон каждой из них здание открывалось с разных ракурсов. Первую выставку полотен, посвящённых Notre-Dame de Rouen, Моне устроил в 1894 году.

Храм в центре Руана существовал задолго до строительства готического собора. Первую базилику построили к концу IV века. Эта церковь была сожжена. Возведение большого собора началось с 1020 г. (от той, романской, части здания сегодня сохранилась только крипта). Дальнейшее строительство продолжали уже в готическом стиле.

Собору немало доставалось от разгула стихии и войн. Мощный ураган повредил почти всё здание в XVIII веке, а в конце XX столетия сильнейшей бурей была разрушена колокольня. При бомбёжке военного времени были повреждены несущие колонны центрального нефа, но здание выстояло и позднее было отремонтировано.

Внутреннее убранство Руанского собора поражает величием. Максимальная высота свода – 51 метр. Ажурные окна заливают залы рассеянным светом. В соборе нет многоцветия красок, свойственного барочным храмам. Мощные многогранные колонны, стрельчатые полуарки галерей, светлые своды на нервюрах и монохромные скульптуры отражают возвышенную строгость готики. На этом сдержанном фоне яркими красками выделяются лишь витражные окна трансепта. Этим окнам уже восемьсот лет. В хоре храма покоится «Львиное» сердце великого короля – Ричарда Первого . В боковой капелле установлена статуя Жанны д’Арк с памятной надписью от англичан.

Руанский собор или Собор Руанской Богоматери — кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Этот великолепный готический собор является памятником национального наследия Франции. Начало строительства относится к 1202 г. Длина собора - 135 м при ширине 32 м; Это католический действующий собор города Руан, но с 10 до 16 часов, каждый час гиды предлагают туристам экскурсии по собору , который ни кого не оставляет равнодушным . Неф был сооружён в 1200 году, когда существовавший романский неф обрушился в результате пожара. Центральный шпиль пристроен позже всех в середине XIX века.

Его высота 151 метр. После его сооружения с 1876 по 1880 год собор был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив затем этот титул Кёльнскому собору. Весит шпиль 1200 тонн и до сих пор считается самым высоким во всей Франции...

В конце IV века на месте современного собора была сооружена христианская базилика. В 841 году при набеге викингов она была уничтожена. Около 1020 года началось строительство нового собора в романском стиле. От него в сейчас сохранилась лишь крипта которую видим на фото внизу. Позднее началось возведение собора в готическом стиле.

В 1145 году архиепископ города захотел создать каменный собор и заложили современный собор. Собор неоднократно страдал. В частности в 1944 году в собор попало 7 бомб и 6 из них разорвались и сильно повредили собор.

Но большое последнее разрушение было 26 декабря 1999 года, когда на второй день Католического рождества пронеслась сильная буря и сорвала одну башеньку собора. Падая, она пробила крышу и упала в сам собор и переломал внутри много что.

Даже внутри собора ощущается огромная высота сводов. Высота от пола до потолка 51 метр, что соответствует 20 этажному дому.

В соборе есть барельеф увековечивший память о строительстве собора, а так же статую Руанской Богородицы спасшей от чумы город в начале 17 века.

Новый алтарь в соборе сделан очень недавно, в 1960 году.

Собор знаменит своими витражами. Некоторые окна собора до сих пор украшены витражами XIII века, ставшими знаменитыми благодаря специфическому голубому цвету, известному как «шартрский голубой». С XIII века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе. Витражи датируются началом 13 века..

В соборе находится много захоронений. Самое известное захоронение, это гробница Короля Англии Ричарда Львиное Сердце.

Однако сам Король похоронен в Англии, а здесь в соборе Руана находится похороненым сердце короля .

В Руанском соборе находится подлинный саркофаг, в который много веков назад поместили сердце великого рыцаря - Ричарда Львиное Сердце . Великий воин, король Англии умер в своей постели на руках у матери Алиеноры Аквитанской, которая его пережила. Согласно своего завещания, Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а свое сердце в саркофаге в Руанском соборе.

Сердце Ричарда изначально находилось в небольшой свинцовой коробке. В ходе реставрации собора в послевоенный период коробочку решили открыть. Вместо сердца великого воителя ученые обнаружили лишь горстку пыли.

Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях собора. Так что руанская могила Ричарда Львиное Сердце пуста.


Здесь же в 13 веке похоронен младший брат Британского короля Ричарда, Генри.


Захоронение 14 века, Нормандского короля Роллона.


А это захоронение в соборе самое старое. Оно датировано 12 веком и сделано оно было ещё до строительство собора. Это могила городского епископа.

А это более поздние захоронения датируются 16 веком и здесь покоятся кардиналы.


Орган в соборе находится с 14 века. Современный орган в собор был подарен в 1760 году и последний раз капитально отремонтирован в 1956 году.

Древнейшей частью Руанского собора является северная башня Сен-Ромен, возведенная в 1145 году. Башня сильно пострадала во время бомбардировок в июне 1944 года.

Южная башня зовется Масляной и была построена в 1485 году.

Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой . Обе башни имеют мало общего между собой в плане внешнего вида. Южная башня имеет более желтый цвет. По какой-то причине её строили не из местного известняка, а из более желтого камня, который везли аж из Уэльса. За свой более желтый цвет башню и прозвали Масляной.
Но есть ещё легенда, что Масленую башню построили в своё покояние грешники, которые в Великий пост ели пищу с маслом и в знак покояния построили масленую башню. .

Сам город Руан истории известен вовсе даже не этим собором, а последними годами жизни Жанны Дарк и именно с её жизнью связаны места города.

Башня "Могучий донжон" был частью городского замка, сооруженного в 1204 году во время правления Филиппа II Августа. Остальная часть замка была разрушена в конце XVI века в эпоху религиозных войн. Башня знаменита тем, что в ней, согласно легенде, содержалась в заключении Жанна д"Арк во время судебного процесса, проходившего в городе в 1430-1431 годах.

От бенедиктинского аббатства, функционировавшего с VIII века, до нашего времени сохранилась церковь, постройка которой из-за Столетней войны растянулась на несколько веков — с XIV по XVI. В результате появился великолепный храм, сочетающий черты как высокой, так и пылающей готики. Церковь знаменита также и своими витражами, выполненными почти одновременно, в XIV-XV веках. Здание монастырского дортуара со времен Французской революции используется как городская ратуша.

В церкви находится один из лучших во Франции органов, созданный в 1890 году.

Астрономические часы с механизмом XIV века и циферблатом XVI века расположены в павильоне башни, над ренессансной аркой, образующей ворота одной из самых оживленных улиц города. Символ богатства города и одни из первых часов такого рода в Европе, они являются не только символом Руана, но и самым, пожалуй, фотографируемым туристическим объектом города. Внутри готической башни находится небольшой музей, посвященный истории Руана.

Улица является первой во Франции, получившей статус пешеходной — в 1971 году. Маятник часов был создан в 1389 году, и в том же году часы были установлены.

В 1920 году Жанна была канонизирована церковью и назначена французским парламентом на вакантное место главной национальной героини. В 1979 году на площади Старого рынка, где в 1431 году пылал костер, по планам Аретша возвели комплекс из современной церкви, рынка и мемориала, которые с помпой открыли в присутствии президента республики. Интерьер храма украшен витражами XVI века, перенесенными сюда из разрушенной в 1944 году церкви Сен-Винсен.

Старая рыночная площадь, расположенная за пределами старинных городских укреплений, уже с XI века служила в качестве рынка и места экзекуций. В XVIII веке было запланировано ее полностью перестроить, снести церковь Святого Спасителя и соорудить на новой «королевской» площади великолепную ратушу — уже стартовавшему проекту помешала Французская революция. Площадь, окруженная фахверковыми домами XV-XVI веков, знаменита прежде всего как место казни Жанны д"Арк, с огромным крестом на месте костра. С 1797 по 1808 год на площади было казнено более 300 человек .

Церковь Сен-Маклу, которую начали строить в 1437 году, является шедевром поздней готической архитектуры. Пять деревянных ренессансных дверей ее порталов покрыты резными сюжетами на темы крещения Христа, доброго пастыря и Девы Марии. Храм, лишенный поперечного трансепта, располагает, тем не менее, типичной для нормандской готики центральной башней, реставрацию которой завершили всего несколько лет назад. Несмотря на попадание в 1944 году двух авиабомб, в церкви сохранилась часть оригинальных витражей XV века.

Слева от западного портала находится фонтан «Писающие дети».


Самое необычное и удивительное место в городе.
Атриум Сен-Маклу представляет из себя двор «нового» кладбища одноименной церкви. С приходом в Европу первой эпидемии чумы в середине XIV века старое церковное кладбище перестало вмещать всех желающих покоиться на нем. В качестве нового был выделен участок неподалеку — сегодня это двор, огороженный с трех сторон старинными фахверковыми домами с галереями постройки 1526-1533 годов. Дома украшены деревянной резьбой с символикой смерти, напоминающей о бренности существования: это черепа, кости, гробы, ...
Указом парламента Нормандии кладбище было закрыто в 1781 году, после чего его корпуса использовались в основном в качестве школ, сначала для мальчиков, а позже — для девочек.



Дворец Правосудия

История руанских вокзалов началась в 1841 году с постройкой железнодорожной линии Париж-Руан. Первый поезд преодолел расстояние от столицы всего за 5 часов. Перед Первой мировой войной по проекту Дерво начали сооружать современный вокзал, который закончили лишь к 1924 году, а открыли в присутствии президента республики в 1928 году. Здание в стиле ар-нуво с 30-метровой часовой башней стало одним из последних сооружений этого замечательного архитектурного направления. Руанский трамвай работает с 5.00 утра до 23.30. В воскресенье открывается на час позже, в 6.00 утра.
В часы пик интревалы составляют по 2-3 минуты, вне пиковое время — по 15-20 минут.
Также на официальном сайте транспорта Руана размещено расписание поездов скоростного трамвая. Одноразовый билет на вход в трамвай стоит около 1,5 евро. Билет действителен в течение одного часа. Есть и другие виды проездных билетов — магнитные карточки на 10 поездок..