Самые известные монастыри россии. Урок-экскурсия (заочный) «Высоко-Петровский монастырь Новодевичий женский монастырь

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название - Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским , сегодня - самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси . Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный , а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву , в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название - Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов , Н.М. Карамзин , И.А. Крылов , В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.


Один из красивейших монастырей – Валаам , расположенный на острове Ладожского озера в Карелии . Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном . Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией . Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин , Васильев , Куинджи, писатели и поэты Лесков , Тютчев , Шмелев , Зайцев , композиторы Чайковский и Глазунов , ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь


Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова , писателя Чехова , на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь , Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.


В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов ) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский - последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.


Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы ». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела - причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм- Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки


Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа "Архипелаг ГУЛАГ" . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер . Также здесь построена церковь Андрея Первозванного , основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Герасимов Михаил

Дорогие друзья! Вашему вниманию предлагается удивительная возможность в режиме онлайн посетить Донской монастырь, познакомиться с историей обители и ее святынями. Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ № 922 Герасимов Михаил под руководством учителя русского языка и литературы Богачевой Анастасии Валентиновны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виртуальная экскурсия «Д онской монастырь» Презентацию подготовил ученик ГБОУ СОШ №922 7 «Б» класса Герасимов Михаил

Донской монастырь в прошлом и настоящем Летом 1591 года хитрый и жестокий хан Казы-Гирей устремился к Москве с юга. В это время Русь вела тяжелую войну со шведами и основное русское войско находилось на северо-западе страны. Крымский хан, совершив разведывательный бой, стоял у Воробьевых гор и готовился к нападению. Оставшиеся в столице стрельцы ставят передвижную деревянную крепость Гуляй-город между Тульской и Калужской дорогой. Разбили стан и поставили полотняную, походную церковь во имя преп.Сергия Радонежского. Царь Федор Иоаннович поместил в нее Донскую икону Божьей Матери, почитаемую как покровительницу русских воинов. Перед чудотворным образом всю ночь слезно молились, совершались крестные ходы.

Закладка Донского монастыря На утро свершилось чудо, хан бежал без боя, бросив раненых и обозы с награбленным. В ознаменование благодарности заступничества Богородицы царь Федор Иоаннович повелел возвести на том месте, где стояла походная церковь, монастырь во имя Донской Богоматери.

Донская икона и ее список. Донская икона получила свое название в память о победе русских воинов на Куликовом поле. С нее появляются списки. Один из них, написанный Феофаном Греком, помещается в походной церкви прп. Сергия Радонежского. Оригинал (Третьяковская галерея) Список (Большой собор монастыря) Автор- Феофан Грек Автор- Симеон Ушаков (16век) 1сентября –перенос иконы на 1день в Донской монастырь

Храмы и соборы Донского монастыря: Малый (старый) собор. Одна из самых древних построек - это малый собор в честь Донской иконы Б.М. В 1593 году основан собор. В смутное время монастырь был разорен поляками. Лишь с утверждением на троне династии Романовых возобновлены государевы заботы о монастыре. В малом соборе традиционно совершается чин мироварения на первой неделе Великого Поста (1 раз в четыре года).

Большой (новый)собор Спустя почти 100 лет со времени постройки малого собора строится большой собор, тоже в честь Донской иконы Б.М. Возводится он на средства сестры Петра 1 , Екатерины Алексеевны. Храм построен в стиле московского барокко с ориентацией куполов на четыре стороны света. Под алтарем большого собора устроена крипта-место захоронения грузинских царей. Царь Алексей Михайлович предоставил политическое убежище грузинской царской фамилии- Багратиони. В крипте большого собора устроен храм в честь Сретения Господня, ставший их усыпальницей.

Внутреннее убранство большого собора Сохранился семиярусный иконостас 17-го века. Один из авторов иконостаса Карп Золотарев. Росписи храма итальянского зодчего Клауди. Главными святынями собора являются Донская икона Божией Матери и мощи патриарха Тихона.

Стены и башни Одновременно с большим собором начинают возводиться стены монастыря с 12-ю башнями и двумя проездными воротами. Угловые башни круглые, другие - квадратные. Башни имеют бойницы для нижнего и среднего боя. Верх стен завершают боевые зубцы в виде ласточкиного хвоста. Они были возведены на средства Якова Кирилова, сына думного дьяка, будущего монаха Донского монастыря.

Надвратные храмы Над проездными воротами в 18-м веке сооружены колокольни с надвратными храмами: Западные ворота завершены трехъярусной колокольней в стиле Елизаветинского барокко. Строилась колокольня около 25-ти лет по проекту итальянского архитектора Трезини. В нижнем ярусе находится церковь праведных Захарии и Елизаветы.

Чумной бунт В 1771-м году в Москве разразилась эпидемия чумы. Москвичи, прибегая к заступничеству Богородицы, молились перед ее чудотворным образом, помещенной на варварских воротах Китай-города. Архиепископ Амвросий снял икону с ворот, желая прекратить опасное скопление людей и распространение заразы. Сам же укрылся в Донском монастыре. Разъяренная толпа кинулась в монастырь, ворвалась в храм, вывела архиепископа за стены обители и растерзала. Растерзанный архиерей сутки лежал у северных ворот. Похоронили его в малом соборе Донского монастыря.

Надвратные храмы Над серверными воздвигнута изящная четырехъярусная колокольня в стиле Нарышкинского барокко с церковью Тихвинской Божией Матери «под колоколы ». Архитектор- Иван Зарудный. Рядом с колокольней 2-х этажная Постройка - бывшая канцелярия, сейчас там патриаршие келии, где с 1922 по 1925 год держали под стражей патриарха Тихона. Сейчас там музей.

Святитель Тихон Будущий патриарх родился в 1865 году в псковской губернии в семье священника. Мальчика звали Василий, в семье было четверо детей. Закончил семинарию и Петербургскую Духовную Академию. В 1891 году принял постриг с именем Тихона (в честь Тихона Задонского). В 33 года стал епископом. Почти 10 лет возглавлял православную церковь в Америке. 18 ноября 1917 года избирается патриархом всея Руси в храме Христа Спасителя. С мая 1922 года святитель находился в Донском монастыре, практически в полной изоляции и под строжайшей охраной красноармейцев. 9 декабря 1924 года двумя выстрелами в упор был убит келейник святителя Тихона - Яков Полозов. Совершенно очевидно, что выстрелы предназначались самому патриарху. Но убийцы по ошибке застрелили келейника. Святитель глубоко переживал его смерть и здоровье его резко ухудшилось. 7 апреля 1925 года в день Благовещения пресвятой Богородицы он отошел ко Господу. Церковь осиротела.

Обретение мощей Святитель Тихон был погребен в малом соборе монастыря. 18 ноября 1991 года в малом соборе был намеренный поджог, чудом удалось остановить пожар. При реставрации храма на большой глубине были обнаружены мощи патриарха Тихона, которые в советское время большевикам обнаружить не удалось. Святитель Тихон был канонизирован и его святые мощи были перенесены в большой собор Донского монастыря, где почивают и поныне.

Жемчужина Москвы

    Слайд 2

    Туристические маршруты «Золотого кольца» проходят по древним русским городам, где сохранились уникальные памятники истории и культуры России, которые являются центром народных ремёсел. В Золотое кольцо входят восемь основных городов - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

    Слайд 3

    Слайд 4

    СЕРГИЕВ ПОСАД

    Назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего Троицкий монастырь. В монастыре получил крещение Иван Грозный.

    Ансамбль монастыря сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества, включает более 50 различных зданий.

    Слайд 5

    Троице-Сергиева Лавра

    С 1919 по 1946 г. монастырь был закрыт. Сегодня Лавра -действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Духовные академия и семинария и музей-заповедник.

    Слайд 6

    • Ильинская церковь
    • Вознесенская церковь
    • Успенская церковь
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Переславль-Залесский

    Основал город в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий. Название города переводится с древнерусского как «перенявший славу».

    Самым известным переславским князем был Александр Невский.

    Слайд 11

    Слайд 13

    Ростовская звонница

    Является достоянием мировой культуры. Состоит из 13 колоколов, которые имеют своё особое звучание.

    Самый большой колокол весит 32 тонны.

    Слайд 14

    Спасо-яковлевский монастырь

    Располагается на западной окраине города, на берегу озера Неро. Панорама монастыря с сочетанием различных по стилю архитектурных форм производит впечатление сказочного чудо-города прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Ярославль

    Город древнее Москвы и носит имя Ярослава Мудрого. По преданию князь зарубил в овраге медведя, которому поклонялось местное языческое население и поставил на этом месте первый деревянный город, а медведь с секирой стал гербом города.

    Слайд 17

    Спасский монастырь

    В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий.

    Слайд 19

    Слайд 20

    Кострома

    Была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из предания в непроходимых лесах скрывались разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

    Слайд 21

    Ипатьевский монастырь.

    Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. В центре монастыря находится пятиглавый Троицкий собор и звонница.

    Слайд 22

    В 1773г. во время пожара сгорели все деревянные постройки. Екатерина II пожелала видеть Кострому, как свой развернутый веер.

    Торговые ряды

    Слайд 23

    Слайд 24

    Иваново

    Иваново было основано в 1871 годупри слиянии села Ивановои Вознесенского посада. Город известен промышленностью, образовательными учреждениями и революционной историей.

    Слайд 25

    • Щудровская палатка
    • Женский монастырь
    • Деревянная церковь Успения Пресвятой богородицы
    • Дом-корабль
  • Слайд 26

    Слайд 27

    У города - счастливая и заметная в истории страны судьба. Его не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане.

    Символом города является Спасо-Евфимиевский монастырь

    Слайд 28

    Суздальский кремль

    Расположен в излучине реки Каменка. Он сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с Рождественским собором.

    Сегодня в здании Золотых ворот расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    Слайд 33

    Дмитриевский собор

    Он украшен резьбой и скульптурой, основная тема которых - прославление мудрой власти.

    Изображено множество символических фигур, преобладают львы и грифоны. Работали русские и византийские мастера.

    Слайд 34

    Золотое Кольцо России неустаревающий, всегда актуальный маршрут, который рассказывает о

    истории российского государства, показывает уникальные памятники истории и архитектуры. Золотое Кольцо-хранилище культурного наследия России, которое нужно сохранить.

Посмотреть все слайды

Цели урока:

Познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси - монастырями;

Представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить учащихся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека; расширять кругозор учащихся, умение работать с учебником, работать в группах, умение анализировать и делать выводы, развивать связную речь.

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания, воспитывать уважительное отношение к монахам, к правилам монастырской жизни.

Виды деятельности:

Лекция учителя;

Самопрезентации экскурсоводов – учеников;

Работа с историческими источниками;

Анализ исторического материала.

Основные термины и понятия:

Монах (монахиня) – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим “зовом” - зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Монастырь - обозначает обитель (от глагола “обитать”), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Инок, послушник - до пострижения его в "малую схиму" (обусловленную окончат. принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. - как бы "новоначальный монах"; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по правосл. законам, уже невозможно

Молитва - важная часть духовной жизни верующего человека”, обращение “человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам”, важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется “на славословия, прошения и благодарения”.

Послушание - поведение человека, характеризующееся добровольным подчинением авторитету. Во многих традиционных культурах рассматривается как добродетель.

Облачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства;

б) богослужебное облачение клира; в монашеское облачение.

Тип урока: урок формирования новых знаний, проводится в форме экскурсии.

Необходимое техническое оборудование.

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
  • Диск с материалами урока. (Презентация).
  • Индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

2. Изучение нового материала. Лекция учителя

Монастырь, с одной стороны это- форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты, с другой - комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной. В определении монастыря нас больше интересует вторая его часть. Анализируя понятия, становится ясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений. Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души. На какое-то время изможденный голодом и холодом отшельник становится образом истинного христианина. Понятно, что у них появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри. Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему, игумену, чтили его как отца. Предание гласит, что первый митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун. Впервые годы существования монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни. В ряде известных случаев около них строились и города. Так, в голодные и суровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности. Приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.

3. Опережающее задание

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозное чувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано одиннадцать монастырей, в Нижнем Новгороде четыре. Дионисий Суздальский в XIV веке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основал Спасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах три монастыря.

В одних монастырях насчитывалось до 300 иноков, в других было всего несколько монахов. Малые монастыри, по большей части, не были самостоятельны. Они зависели от больших. В некоторых монастырях монахи и монашки жили вместе. Иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами. Каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно. Только для богослужения монахи сходились вместе. Таким характером отличались северные небольшие монастыри, которые имели от 2 до 10 монахов. В XV--XVI веках насчитывалось до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия. Он избирал себе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии. В итоге образовывался монастырь. Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители образовывали от себя монастыри-колонии. То есть приписные монастыри, которые оставались в их ведении. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

В период с XV по XVII в. были основаны, между прочим, следующие монастыри. В Москве и ее окрестностях был основан Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичий монастырь. В Твери: Калязинский, Троицкий Селижаров. В Смоленске Святотроицкий Болдинский. В Казани Успенский Зилантов монастырь. В Новгородско-Псковской земле: Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский. В Двинской области Антониев Сийский монастырь. В Белозерском краю Нилова пустынь и другие. Почти все монастыри, кроме северных, были общежительными. То есть в них жили мужчины и женщины. Некоторые обители служили приходскими церквями. В 1528 году Макарий, впоследствии митрополит Московский, новгородским архиепископом стремился ввести общежитие в северорусских монастырях. Это ему отчасти удалось. Некоторые основатели монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, сами писали уставы для своих монастырей. Сюда можно было отнести Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Герасим Болдинского и других. Однако общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели знатнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем, но настоятель должен был совещаться с собором. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами. Он подсчитывал все доходы, расходы и сборы. Для этого он имел многих помощников. Казной монастыря заведовал казначей.

Все должностные лица выбирались монастырской общиной. Письменными делами монастыря управлял дьяк или подьячий. По судебным делам монастыря ходатайствовал стряпчий. Прием в монастыри был свободный, но от желающего требовался вклад деньгами или другим имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, "Бога ради", не принимали участия в монастырской жизни. Они составляли тот бродячий монашеский элемент, который был так силен в древней Руси. С ним упорно и напрасно боролась духовная власть. Стоглав (церковный документ) предписал принимать в монастыри и без вклада "приходящих с верою и страхом Божьим".

4. Самопрезентации – экскурсии учащихся. Крупнейшие монастыри России.

Презентация 1 . Александро-Невский Сафрониев монастырь

Презентация 2 . Верхотурский Николаевский монастырь

Презентация 3 . Свято-Николаевский монастырь

Презентация 4 . Псково-Печерский монастырь

Презентация 5 . Одигитриевский монастырь

Презентация 6 . Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Презентация 7 . Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь

Презентация 8 . Соловецкий монастырь

Презентация 9 . Свято-Данилов монастырь

Презентация 10 . Свято-Успенская Саровская пустынь

Презентация 11 . Новодевичий монастырь

Презентация 12 . Киево-Печерская лавра

Презентация 13 . Боголюбский монастырь

4. Подведение итогов

Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своему подчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.