История архитектуры. Вилла адриана - загородная резиденция римских императоров История создания виллы

Можно только представить, какой была вилла во времена императора Адриана. Большая территория, много строений, зелени, прудов, цветов. Это был небольшой город со всем необходимым для императора. Сегодня сохранилась лишь пятая часть того масштаба и великолепия.

Вилла императора Адриана (Villa Adriana), фото Sergio & Gabriella

В двадцати пяти километрах от стоит небольшой город Тиволи. В окрестностях городка сохранился архитектурный комплекс II века н.э. – античная вилла императора Адриана (Villa Adriana).

История создания виллы

Эта вилла была задумана Адрианом как место уединения, душевного отдыха от суеты многолюдного Рима. Император был деятельным человеком – политиком, оратором, искусным охотником, архитектором-самоучкой. Виллу он проектировал сам, а построена она была в 118-134 годах.

Будучи увлечённым путешественником, Адриан решил воссоздать на площади в 1 кв.км многие чудеса, которые ему довелось видеть в поездках по миру. В комплекс вошло около тридцати различных строений, копирующих в миниатюре уголки Греции, Египта, загадочной Азии. Названия этих построек повторяли имена мест, которые запомнились императору; в их облике смешалось множество архитектурных стилей и направлений.

Макет виллы, фото enrico

На виллу привозили статуи работы греческих мастеров. Некоторые из античных пластических произведений сейчас установлены на территории виллы, самые ценные выставлены в Музее Канопы. Значительную часть скульптур Константин I вывез в Константинополь, многие из них были расхищены варварами в VI веке.

Комплекс возводили из местного известняка. Строения были расположены на разных уровнях на известняковой террасе, которая постепенно переходила в долину. Император хотел покоя, но для обслуживания виллы требовалось участие множества слуг. Чтобы не нарушать покой властителя суетой, для прислуги были проложены подземные коридоры.

Что можно посмотреть на вилле сегодня

Печиле - огромная площадь 232×97 м с озером в центре, фото JeanDE INES

Сохранилась прогулочная площадь Печиле (Pecile) с бассейном в центре, которая когда-то была окружена стеной с изящными портиками.

Ченто камерелле («сто комнатушек») - маленькие помещения для рабов, фото Francesco

Ченто Камерелле (Cento Camerelle) примыкает к Печиле. Это «сто комнатушек» для рабов, которые обслуживали императорское семейство и гостей.

Большие термы - бани для мужчин, фото valerio pacchiarotti

В нижней части Ченто Камерелле проходила подземная дорога, которая вела к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme). Бани разделял небольшой дворик, так как они предназначались отдельно для мужчин и женщин.

Претория - комплекс в несколько этажей, фото Jean-DE INES

За Большими Термами находится Претория, наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы. Это многоэтажное помещение для императорской гвардии.

Морской театр, фото Pia M. — Vittoria S.

Морской театр или Островная вилла – изящный островок, окружённый колоннадой и кольцевидным каналом (император любил уединяться на этом острове).

Пережил века атрий Золотая Площадь, увенчанный парусным куполом. Остались фрагменты библиотеки, залы для торжеств и приёмов, храмы.

Канопа - водоём размерм 119×18 м, фото Jean DE INES

Здесь утонул фаворит Адриана Антиной, фото Jean-Pierre Dalbera

Канопа (Canopo), фото Rivale67

До сих пор на территории виллы существуют древние искусственные пруды и каналы, в том числе – легендарный водоём Канопа (Canopo). Сооружение напоминает египетское поселение Каноб около современного Абукира, в котором утонул Антиной – фаворит императора (на территории виллы было найдено несколько статуй, изображающих Антиноя). Вдоль водоёма помещены слепки 4-х кариатид и 2-х силенов.

Туристы могут увидеть остатки Греческого театра, широкий канал, ведущий вдоль всей территории к храму Сераписа, старинный оливковый сад и кипарисовую аллею, посаженную в VIII веке.

Здание с тремя экседрами, предназначение которого остаётся неизвестным, фото valerio-pacchiarotti

Грандиозная территория античного ансамбля, яркие архитектурные формы и великолепное скульптурное оформление сделали виллу Адриана уникальным памятником римской культуры. Из трёхсот гектаров, которые занимали строения и сады, сохранилась лишь пятая часть. Комплекс разрушен временем и людьми. Объект Villa Adriana внесён в реестр ЮНЕСКО.

Скульптуры, фото SDB79

Время работы

Вилла Адриана открыта ежедневно с 09:00.
Время закрытия — за 1,5 часа до наступления темноты.

Выходные дни – 25 декабря, 1 января, 1 мая.
Точную информацию смотрите на сайте .

Билеты

Полный билет — €8;
льготный — €4.

В период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь)
полный — €11;
льготный — €7.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.

Как доехать

Ехать от вокзала Термини в Тиволи на поезде чуть больше 1 час. Поезда от вокзала Тибуртина отправляются чаще и ехать около 1 часа. Ваша остановка — Tivoli.

Билеты можно купить в вокзальных автоматах, в газетных киосках или на сайте железных дорог Италии . Не забудьте их прокомпостировать в автоматах, расположенных в начале платформ. Действительны они в течение 6 часов с момента компостирования.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В предместье Рима, на живописных просторах Тибуртинских гор, в окрестностях древнего городка Тиволи находится одно из главных сокровищ Лацио. Вилла Адриана, являющаяся на сегодняшний день уникальнейшим памятником архитектуры Древнего Рима, привлекает внимание своими колоссальными размерами. По словам археологов, летняя резиденция властителя империи в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар, на ее территории располагалось порядка 30 сооружений, роскошные сады и несколько искусственных водоемов. Именно здесь проходили торжественные празднества с участием высокопоставленных лиц, принимались важные политические решения и миновали будни императоров на протяжении нескольких столетий.

Вилла Адриана - многовековая история императорской резиденции

В 117 году нашей эры за престол римской империи встал Публий Элий Траян Адриан -двоюродный племянник и преемник Траяна. За два десятилетия своего правления, Адриан успел возвести большое число колоссальных сооружений, многие из которых сохранились до наших дней. Говорят, император сам создавал проекты своих сооружений, однако этот факт остается покрыт слоем многовековой пыли и с уверенностью заявлять об архитектурных способностях властителя мы не можем.
С давних времен на территории вблизи античного города Тибур, название которого сегодня звучит как "Тиволи", располагались роскошные домусы представителей римской знати. Одна из таких вилл, существовавшая еще в I веке до н.э. и на месте которой впоследствии император построил свою летнюю резиденцию, принадлежала прадедам Вибии Сабины -супруги Адриана.




Никаких достоверных сведений о начале строительства императорской виллы вблизи Тибура найдено не было, однако исследователи, изучив руины античных сооружений, сделали вывод, что работы проводились минимум в три этапа: в периоды с 118 по 121 года, далее с 125 по 128 и с 134 по 138 года. Вдоволь насладиться своим творением Адриану так и не удалось, император скончался 10 июля 138 года.




На протяжении двух последующих столетий императоры Рима продолжали использовать виллу в качестве летней резиденции, поддерживая ее состояние в должном виде. Однако дальше вилла Адриана постепенно пришла в запустение. Существуют предположения, что уже в IV веке император Константин вывез с ее территории многие скульптуры и декоративные элементы в Константинополь, а начиная с VI века правительственная тибуртинская резиденция постоянно подвергалась нашествию варвар.
Первые раскопки в этом месте были произведены в XVI веке. Античные скульптуры, барельефы и другие произведения искусства, найденные на территории виллы Адриана, переместили в музеи. Большинство из них сейчас хранятся в фондах Музеев Ватикана.

Архитектура виллы Адриана и ее сооружения

По заключениям исследователей, территория, на которой располагалась вилла Адриана, в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар. В состав комплекса сооружений входило порядка 30 зданий различного предназначения, а также зоны отдыха с искусственными водоемами и парками.




Помимо основного дворца, где размещались императорские покои, на территории усадьбы располагался Гостеприимный Двор, предназначавшийся для преторианцев - телохранителей императора, а также помещения для содержания рабов и казарма охранников.
Кроме этого на вилле Адриана находились греческая и римская библиотеки, большой библиотечный зал, зал философов, академия, несколько храмов и святилища языческих богов, а также театр.



Одной из важнейших составляющих жизни древних римлян являлось посещение бань, поэтому ни одна роскошная резиденция, тем более императорская, не обходилась без данных сооружений. Не территории виллы Адриана были построены сразу несколько бань: Малые и Большие Термы, а также бани с солнечным отоплением. Помимо

помещений с горячими, теплыми и холодными ваннами, в таких сооружениях были предусмотрены залы для потения, гимнастики, игры в мяч, специальные комнаты для массажей и отдыха, раздевалки, а также спортивная площадка для занятий на открытом воздухе и упражнений в борьбе.


Для обслуживания столь большой виллы была оборудована целая система подземных тоннелей, по которой рабы могли спокойно передвигаться, не тревожа покоя высокопоставленных особ.



А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Отель «Villa Adriano» 4\*, расположившийся на подступах к центральной части Эстосадка, находится в полутора километрах от подъемника «Горной Карусели». Этот подъемник способен доставить постояльцев гостиницы на высоту до 2200 метров над уровнем моря. Ски-пассы, обеспечивающие доступ к местной канатной дороге, можно купить по ценам от 900 рублей для детей в весенний сезон до 2500 рублей для взрослых в канун Нового года. Каждый день подъемники «Горной Карусели» работают с 9:00 до 16:30. При благоприятных погодных условиях ими можно пользоваться до 23:00. Однако в вечернее время подъемник может доставить постояльцев «Villa Adriano» 4\* только до высоты 1660 метров – выше прожекторы для освещения трасс не установлены. Гостиница находится в одном километре от «Альпика сервис». Большинство торговых объектов этого курорта открыты с 9:00 до 21:00 в любой день. Подъемники обычно начинают работать с 9:30, прекращая курсировать в 17:30. В понедельник начало работы канатной дороги «Альпика сервис» переносится, как правило, на 11:30. По соседству с «Альпика сервис» располагается железнодорожная станция. Там гости отеля «Villa Adriano» 4\* могут осуществить бронирование билетов на аэроэкспресс, чтобы быстро добраться до центра Большого Сочи или аэропорта. Минут за 15 от отеля возможно доехать до «Розы Хутор». Большинство объектов инфраструктуры этого курорта находятся на улице Олимпийских рекордов. Там можно перекусить, приобрести либо арендовать горнолыжное снаряжение, купить ски-пасс. Цена пропуска зависит от даты его покупки и варьируется в пределах от 1000 до 2500 рублей. Осуществляя бронирование ски-пасса на всю семью, на ребенка или на студента, можно получить скидку. При покупке каждого пропуска необходимо доплатить 100 рублей за бесконтактную смарт-карту.

Вилла Адриана (в Тиволи вблизи Рима) - это выдающийся комплекс классических зданий, созданных во II в. при этом древнеримском императоре. Вилла объединяет лучшие элементы архитектурного наследия Египта, Греции и Рима, придавая им форму идеального города;.


В Список всемирного наследия вилла Адриана была включена в 1999 г.

Так она выглядела в античные времена.

В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи. Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя. Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.
Печиле - огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре, ограниченное 9-метровым укреплением, завершавшимся двухсторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен. Сами портики разрушены. Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.

Ченто камерелле («сто комнатушек») - маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

Большие термы - бани для мужчин. Обширную прямоугольную площадь на заднем плане занимала палестра для упражнений на открытом воздухе, рядом находился сферистерий - закрытое помещение для игры в мяч. В центре соседней прямоугольной комнаты была раздевалка с выходом в калидарий. Ближе к малым термам были тепидарий и лаконикум (сауна с горячим воздухом) в виде круглого зала с апсидой. Позади располагался фригидарий. В различных частях терм видны следы сети отопления двойного типа: влажное на основе горячей воды и паров, производимых большими котлами, и сухое на основе горячего воздуха от дровяных печей. И пар, и подогретый воздух циркулировали в специальных помещениях с двойным дном и по тонким каналам внутри стен.

Канопа - водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехфейона) и двух силенов.

Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехфейона) и двух силенов.

Золотая площадь - большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн.

На задней стороне портика их дополняли кирпичные покрытые стукко полуколонны. На юго-западной стороне находился восьмиугольный имперский зал с переменными вогнуто-выпуклыми стенами. На северо-западной стороне находится восьмиугольный вестибюль с полукруглыми и прямоугольными нишами в стенах. Довольно хорошо сохранился парусный купол на восьми колоннах с центральным окном. В небольшом побочном помещении вестибюля сохранились половые мозаики.

Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Мозаика на полу Императорского дворца.

Греческая библиотека.

Островная вилла - кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой, которая состояла из комнат вокруг дворика с колоннадой и рельефным фонтаном. Вокруг канала расположена кольцеобразная арочная галерея, ограниченная цилиндрической стеной, вдоль которой идут 40 ионических колонн. Изначально на остров вели два деревянных подъёмных моста, управляемых только изнутри. Сейчас они заменены кирпичными мостами. Раньше Островную виллу называли Морским театром.

Зал философов.

Стена виллы Адриана.

Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. В центре стоит слепок римской копии Венеры Книдской, хранящейся в музее Канопы.

Греческий амфитеатр.

Город Тиволи (Tivoli) - город в провинции Лацио, на реке Тевероне (Анио), в 24 км к северо-востоку от Рима. Около 66 тыс. жителей.

Главные достопримечательности: дренеримская вилла Адриана, средневековый замок Rocca Pia,

знаменитые вилла д’Эсте(XVI век) и Григорианская вилла(XIX век).

В древности Тиволи назывался Тибуром и соединялся с Римом дорогой Via Tiburtina. По преданию, Тибур был основан в 13 веке до н. э. за одно поколение до Троянской войны двумя сыновьями или внуками Амфиарая, Катиллом и Корасом, и в честь их брата Тибурта получил своё наименование. По другому преданию, он был основан сикулами или сиканами, затем перешёл во власть пелазгов и, наконец, подчинился латинянам. При господстве последних Тибур достиг значительной степени могущества как один из крупных городов Латинского союза и позднее благодаря живописному положению сделался одним из любимых и модных местечек в Италии. Тибур славился, между прочим, глиняными изделиями, фруктами, оливковым маслом, смоквами, каменоломнями (в которых добывался травертин, которым облицован Колизей); здесь существовал культ Геркулеса.